В давние времена почтовая связь осуществлялась очень медленно. Гонцы приносили сообщения сначала устные, а позже — письменные. Последние были в виде свитка со шнуром и сургучной печатью. Гонцы подбирались из числа наиболее быстрых в беге и ходьбе. Позже ввели службу конных гонцов. Но все равно наиболее оперативной считалась голубиная почта. Медленной была доставка сообщений и морским путем — на пароходах. Можно вспомнить еще экзотичные способы отправки сообщений. Например, с помощью барабанов в африканских племенах, дымных костров в военном деле…
Однако вид по-настоящему регулярной службы почта стала приобретать лишь с введением специальных почтовых конных экипажей с каретами. В большинстве государств в XYII-XYIII веках появились почтовые тракты. Но скорости доставки почты по-прежнему оставались очень низкими и во многом зависели от состояния дорог и погодных условий. Лишь в XIX веке с появлением и развитием железных дорог почта стала более быстрой. В составе пассажирских поездов имелся уже почтовый вагон. Позже стали формировать почтово-багажные поезда.
Отправитель письма теперь мог выбрать способ доставки адресату: обычным (почтово-багажным поездом) и быстрым (почтовый вагон в скором). Конечно, в последнем случае действовал иной тариф. Исходя из этого, почтовый бизнес стал требовать новых технических решений. Проблема скорости вышла на первый план.
Казалось, она полностью решена с появлением самолетов. Регулярные почтовые авиарейсы стали обычным делом уже в первые десятилетия XX века. Но все равно сообщения порой летели сутками — почтовые авиарейсы выгодно было «загружать» отправлениями полностью. Иногда вылет задерживался по метеоусловиям и техническим причинам. Парадокс: случалось, что обычное письмо приходило адресату быстрее, чем отправленное со штампом на конверте «Авиа». Конечно же, такая ситуация никого не устраивала. Зачем покупать более дорогой конверт «Авиа», если не гарантирована быстрая доставка? Как вы уже догадались, почтовые ведомства свой взор обратили в сторону ракет.
На достаточно серьезной основе возможность использование ракет для нужд почты стали рассматривать в 30-е годы минувшего века в Великобритании, Германии и Индии. Справедливости ради надо заметить, что в 1928—1935 годах в Австрии инженер Фридрих Шмидль пытался организовать регулярную отправку писем ракетами, но правительство этой страны запретило развивать данное направление. В Австрии посчитали, что соседняя Германия может использовать идею в военных целях (кстати, позже и использовала, обстреливая во Второй мировой войне Англию ракетами «Фау»). В Германии предприниматель Герхард Цуккер открыл фирму по производству почтовых ракет и наладил их отправку в Англию, Бельгию, Голландию, Италию, Швейцарию.
В 1936 году идеей использовать ракеты для отправки почты заинтересовались в США. В 1939 году на Кубе осуществили четыре запуска почтовых ракет. Именно на Кубе официально была выпущена первая в мире «ракетная» почтовая марка. Но отправление почты ракетами носило не столько практический, сколько экзотический характер — почтовые ведомства хорошими тиражами продавали филателистам довольно дорогие марки с почтовыми ракетами. В большой цене были и конверты со специальными штампами и надписями.
Массовую отправку почты (более трех тысяч писем в контейнере!) осуществили лишь в 1959 году. Сделали это американцы с подводной лодки «SSG-317», заменив в ракете «Regulus» один из блоков контейнером с письмами. Ракета достаточно аккуратно (без разрушений и жертв) приземлилась на военной базе во Флориде, почту вынули и далее доставили адресатам обычным путем. В полете ракета находилась 22 минуты.
Но даже после очевидного успеха ракетная почта так и не вышла из стадии экспериментов. Причин тут несколько.
Первая (самая главная) — стоимость доставки. Она существенно превышает тариф авиапочты. Вторая причина — ракета должна в своем устройстве иметь дорогостоящий блок электронного самонаведения, безотказно работающий во время полета и посадки. Третья причина — полет почтовой ракеты большой дальности требует обязательного согласования по времени со службой ПРО. А специалистам противоракетной обороны это надо?
При таких сложностях доставка небольших партий писем ракетами внутри некоторых стран иногда производится лишь ради выпуска очередной партии дорогих красивых марок.