Под санкции от США для крымчан подпали программы Windows, Skype, Google Chrome, Java, Gmail и некоторые другие, разрабатывались которые в Америке и в дальнейшем по всему миру распространялись с американской лицензией. На первый взгляд, ситуация может показаться смехотворной. У кого в России на компьютере стоит полностью платное программное обеспечение? Ну, разве что в сфере образования ПО лицензированное, в некоторых еще крупных фирмах. Как США станут «блокировать» свои программы в Крыму?
Технически (но не юридически!) проблема решается очень просто. Практически так, как она решается с блокировкой пиратской копии операционной системы Windows, если пользователь поставит галочку против функции «Автоматически обновлять». Операционка будет обновляться, но как только обновится на 30 процентов, появится на мониторе требование о необходимости сообщить лицензионный код программы. При этом компьютер окажется заблокированным.
Аналогично дистанционно можно «вырубить» что угодно. Достаточно лишь определить, какая программа из числа попавших под санкции запущена на компьютере; посмотреть, какому региону принадлежит IP-адрес; заблокировать компьютер. Сложности возникнут только в юридическом плане, если под блокировку попадет оплаченная лицензированная программа, срок действия которой еще не истек. Тут будет вопрос о правах потребителя. В этом случае IT-компании вынуждены станут как-то объяснить президенту США свой отказ по блокировке ПО. Форс-мажорными обстоятельствами тут не отделаться от судебного разбирательства.
Кое-кто в России уже начал озадаченно чесать затылок. Ведь если санкции расширятся в интернет-сфере, то Америке почти ничто не мешает распространить блокировку программного обеспечения и на другие регионы России. А если учесть то, что виртуальные «ключи» от мировой Сети находятся у США, то американцы и всю Россию могут отключить от Всемирной паутины.
Но так ли страшен черт, как нам его «малюют» некоторые русскоязычные прозападные средства массовой информации, нагнетая психоз? Попробуем разобраться без «экспертов».
Начнем с указанных выше программ. У них есть альтернативная замена. Например, операционная система Windows вполне заменима на ряд других, схожих с ней. В том числе и на бесплатный Линукс. Skype можно с успехом обойти, пользуясь для общения десятком (!) других программ, в разработке которых — нулевое участие у американцев. Google Chrome? Что, на этом обозревателе весь свет клином сошелся? В Интернете полно других обозревателей! В том числе и бесплатных.
Не будем забывать и о том, что заход в сеть через прокси-серверы (с подменой IP-адреса) вообще оставляет Америку в дураках. Конечно, Winda (или что там еще американского?) будет в Сети «светиться», но под IP-адресом какого-либо штата США. Есть прокси, показывающие заход с любого континента! Что тогда станут «ловить» американцы для блокировки? Интересно, а они столь богаты, чтобы создавать специальные круглосуточные «блокировочные» отделы специалистов в IT-фирмах? На кой шут совету директоров той или иной фирмы лишний балласт в бизнесе?
Кстати, блокировка пиратской Windows легко снимается разбирающимся специалистом. Достаточно лишь «отбросить» системное время в одной программируемой схеме, скажем, на 2025 год и можно снова установить в разблокированный компьютер ту же самую пиратскую Windows! А что касается фишки «Автоматически обновлять», то лишь полный лох поставит там галочку.
На фоне санкций появилась еще одна страшилка для пользователей Интернета в России. Говорят, что если США опустит свой «рубильник» Сети по зоне RU, то россиянам будет предложен китайский (сильно ограниченный) вариант Интернета. Или же северо-корейский, находящийся под жесткой государственной цензурой. Но «толкователи» таких версий не учитывают один важный момент: в названных странах отключение полное или частичное от информационного пространства мировой Сети произошло по решению правительств этих стран.
В России такое решение принимать не собираются, что выяснилось в ходе ряда обсуждений на высоком уровне. А США крайне невыгодно отключать Россию от мировой Сети. Почему? По той причине, что Америка взяла курс на информационную войну с Россией, в которой Интернет, в силу его безграничности, занимает первое место в системе пропаганды.