При посылке сообщения в список рассылки или в дискуссионную группу, тема сообщения — прекрасная возможность привлечь внимание квалифицированных экспертов строкой длиной до 50 символов. Не тратьте их на лепет типа «Помогите мне, пожалуйста» (не говоря уже про темы «PLEASE HELP ME!!!»; сообщения с такими темами выбрасываются рефлекторно). Не пытайтесь поразить нас глубиной своих страданий; лучше используйте отведенное место для максимально краткого описания проблемы.
Хорошее соглашение по оформлению тем сообщений, используемое многими службами технической поддержки, — применение шаблона «объект — отклонение». Часть «объект» задает, с чем именно возникла проблема, а часть «отклонение» описывает отклонение от ожидаемого поведения.
Например:
Глупо писать: Помогите, у меня не отображаются русские буквы
Лучше: Проблема с кириллическими шрифтами в Windows XP SP2
Еще лучше: Шрифты в Windows XP SP2 — неправильное отображение
Процесс написания темы по шаблону «объект — отклонение» поможет более детально осмыслить проблему. Пользователь, получив сообщение с подобной темой, сможет, в общих чертах, понять, с чем именно у вас возникала проблема и что это за проблема.
В общем случае, представьте, что просматриваете список вопросов в архиве, в котором представлены только строки темы. Сделайте так, чтобы строка темы достаточно хорошо отражала суть вопроса и следующий просматривающий архив в поисках ответа на подобный вопрос мог найти обсуждение, приводящее к ответу, а не посылал вопрос заново.
Сведите цитирование предыдущих сообщений к минимуму, достаточному, чтобы новые пользователи могли понять, о чем шла речь.
Упростите посылку ответа.
Завершение вопроса фразой «Ответ, пожалуйста, направляйте по адресу… «делает получение ответа весьма маловероятным.
Просить отвечать по электронной почте в форумах — крайне невежливо, если только вы не уверены, что информация может оказаться конфиденциальной (и кто-то, по неизвестной причине, захочет сообщить ее вам лично, а не всему форуму). Если вы хотите получить уведомление по почте о том, что кто-то ответил на тему в форуме, запросите это уведомление в интерфейсе форума; эта возможность поддерживается практически везде в виде опций «следить за обсуждением, «уведомлять по почте»
Пишите понятным языком, соблюдая правила грамматики и лексики.
Экспериментальным путем установлено, что люди, пишущие невнимательно и небрежно, обычно так же невнимательны и небрежны в мыслях и в коде создаваемых программ (по крайней мере, достаточно часто). Отвечать на вопросы людей невнимательных и небрежно мыслящих — занятие неблагодарное; мы свое время лучше потратим на что-то другое.
Поэтому четкость и правильность формулировки вопроса имеет значение. Если вы не хотите морочить себе этим голову, мы не хотим морочить голову себе, уделяя внимание таким вопросам. Постарайтесь сформулировать вопрос правильным языком. Он не должен быть тяжеловесным и формальным — на самом деле, на большинстве форумов ценится неформальный, полный сленга и юмора язык, используемый правильно. Но мысли должны быть выражены четко; необходимо продемонстрировать хоть какие-то признаки вдумчивости и внимания.
Соблюдайте правила синтаксиса, пунктуации и использования прописных букв.
Не ПИШИТЕ ВСЕ В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ, — это воспринимается как крик и считается грубостью. Если все написано в нижнем регистре, — не многим лучше, поскольку так сложно читать.
В общем случае, если вы пишете на уровне детского лепета или бреда сумасшедшего, ваш вопрос, скорее всего, проигнорируют. Писанина в стиле малолетних «хацкеров» абсолютно безнадежна, и гарантирует в ответ — тишину (или, в лучшем случае, порцию пренебрежения и сарказма).
Если вы посылаете вопрос не на форум, а на е-мэйл службы поддержки или знакомому «гуру», посылайте вопросы во всем понятных форматах.
Если вы искусственно затрудняете чтение вопроса, увеличивается вероятность, что вместо него ответят на вопрос, который прочитать не сложно. Поэтому:
1. Посылайте сообщение в виде обычного текста, а не в формате HTML.
2. MIME-приложения обычно вполне допустимы, но только если они имеют реальное содержание (например, прилагается исходный текст или файл исправлений), а не просто автоматически генерируются почтовым клиентом (представляя собой, например, еще одну копию письма, но в формате HTML).
3. Постарайтесь не отсылать документы в закрытых, патентованных форматах типа Microsoft Word или Excel. Многих возмущает необходимость возиться с ними.
При использовании почтового клиента с графическим интерфейсом, (например, Netscape Messenger, MS Outlook и им подобных) помните, что он может нарушать эти правила при использовании стандартных установок. В большинстве таких клиентов в меню есть команда типа «View Source». Проверьте с ее помощью по одному из отправленных сообщений, что посылается обычный текст, без лишнего мусора.
Это еще не конец. Ждите следующей части этого руководства, в котором будет рассказано каким образом писать само сообщение.
Copyright © 2001 Eric S. Raymond
Перевод на русский язык: Copyright © 2002—2005 Валерий Кравчук