В то время в каждом доме был очаг-камин. У него грелись, здесь же и еду готовили. Мясо жарили на вертеле или на решетке. Похлебку же варили в котле, который подвешивали над костром. Ясно, что в процессе варки котел должен был опускаться ближе к огню или подниматься повыше, чтобы повар мог без опаски перемешать еду или добавить какие-либо составляющие. Для этого котел подвешивали на металлический стержень с крюком, укрепленный на специальной стойке (une crémaillè). Стойка была снабжена зубцами и несложным устройством, кремальерой
Закрепление кремальеры было последним действием, которое совершали в доме строители, для того, чтобы дом можно было считать жилым. После этого кремальеру проверяли — на очаге готовили праздничную трапезу.
Поэтому по-французски новоселье называется «la pendaison de crémaillière», буквально, «подвешиванием кремальеры».
Вплоть до 19-го века кремальера была почти в каждом французском доме. Нужный инструмент — распространенное слово. Что это за штука такая, кремальера, знал всякий взрослый француз. Поэтому слово это легко «сбежало» с кухни на механическое производство и на транспорт. Кремальерами стали называть механические реечные передачи. Эти передачи преобразовывали вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки, находившейся с этой шестерней в зацеплении. Или наоборот, перемещая зубчатую рейку туда-сюда, можно было поворачивать шестерню.
Кремальера благополучно дожила до нашего времени. В оптических микроскопах на массивной зубчатой рейке закрепляется объектив. Благодаря этому вращением винта объектив можно перемещать и производить точную настройку резкости. Кремальера для перемещения объектива имеется и в других оптических инструментах: теодолитах и в нивелирах. И в старых фотоаппаратах для студийной съемки была кремальера, управляемая симпатичным штурвальчиком. Вращая этот штурвальчик, фотограф крутил шестеренку, перемещал рейку с закрепленным на ней объективом и настраивал резкость изображения. После чего он просил клиентов улыбнуться, замереть и — але-оп! — на секунду снимал с объектива крышку. Вылетала птичка, и семейная сцена запечатлялась в веках.
В современных станках с программным управлением тоже используются реечные передачи. Благодаря им точно позиционируются рабочий стол, на котором крепится обрабатываемая деталь, и головка с обрабатывающим инструментом. Кремальеры «прописаны» также на кораблях и на подводных лодках, где благодаря им обеспечивается герметичное закрытие люков.
Но чаще всего это слово встречается на горных железных дорогах. По-французски, по-испански, по-каталански и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера». Почему?
Потому что без реечной передачи поезда не смогли бы одолеть крутой подъем и на крутом спуске бы не удержались.
Известно, что сила трения между колесами и рельсами позволяет поезду двигаться только по очень пологим уклонам, до 4 градусов. Если уклон становится круче, давление поезда на рельсы ослабевает. Соответственно, ослабевает сила трения. Колеса поезда станут пробуксовывать. С другой стороны, возникает сила сопротивления, которая направлена вниз по склону. Эта сила тянет локомотив и вагоны назад, замедляя движение при подъеме и толкает вперед, ускоряя движение при спуске.
Чтобы увеличить силу сцепления поезда с железнодорожным путем, на помощь обычным рельсам приходят один или два дополнительных рельса, снабженных зубцами. В зацепление с зубцами этих рельсов входят особые зубчатые колеса, устанавливаемые на вагонные оси посередине и приводимые в движение двигателем поезда. Эти-то шестеренки и помогают тащить поезд вверх или же притормаживать его при спуске.
Как ни странно, первая железная дорога с зубчатыми рельсами была проложена в 1812 году в равнином районе западной Англии. Дело в том, что первые железнодорожники не вполне доверяли силе трения и опасались, что колеса локомотива будут проскальзывать, если их не сделать зубчатыми. Первая же горная дорога с использованием зубчатых рельсов была проложена в США в 1868 году в штате Нью Гэмпшир. В Европе первый поезд-кремальера пошел в 1871 году в Швейцарии. Все три упомянутые железные дороги действуют до сих пор, английская дорога — как развлечение по выходным дням и праздникам, а европейская и американская — по ежедневному расписанию.
Строительство железных дорог в горной местности оказалось выгодным. Например, поток туристов в Швейцарию увеличился уже после открытия первой железнодорожной линии.
Да и сейчас стоит проехаться по Швейцарии на горном поезде. Такая поездка очень романтична. Поезд движется не медленно, но и не с курьерской скоростью. За окном сменяются красивейшие пейзажи: лесные массивы, горные виды, ручьи, реки и водопады. Многие поезда имеют прозрачную крышу, чтобы пассажиры могли любоваться окружающими роскошными заснеженными вершинами. А тот, кто заглядывает через стекло в кабину машиниста, видит бегущие под поезд рельсы: два обычных и два зубчатых, проложенных посередине колеи.
С кремальерой-поездом есть возможность познакомиться и в другой горной стране, в Испании. А именно, если оказаться в Барселоне, стоит посвятить один день поездке в монастырь на горе Монсеррат. Это — достопримечательность, демонстрирующая замечательное сочетание природных ландшафтов и результатов человеческих дерзости, веры, труда и упорства. Очень впечатляет!
Есть несколько возможностей добраться до монастыря на горе Монсеррат. Для того, чтобы увидеть в действии поезд-кремальеру, следует сесть в электропоезд на площади Испании (Plaza de España по-испански или Plaça d’Espanya по-каталански), доехать до станции Monistrol, где пересесть на горный поезд. Благодаря третьему, зубчатому, рельсу, проложенного посередине между двумя обычными рельсами, поезд довольно живо взбирается по крутому пути и доставляет туристов прямо на площадь перед входом в монастырь. Стоимость поездки в электричке и на кремальере в один конец составляет 10.75 евро на одного человека. Билет в оба конца стоит 19 евро.