Как правильно задавать вопросы на форумах? Часть 1

Реклама
Профессионал

Стиль ответов, которые вы получаете на задаваемые технические вопросы, зависит от способа задания вопросов не меньше, чем от их сложности. Это руководство научит задавать вопросы так, чтобы увеличить вероятность получения удовлетворительного ответа.

Прежде, чем спрашивать…

Прежде, чем задавать технический вопрос по электронной почте или в дискуссионную группу, в чате или на форуме, сделайте следующее:

1. Попытайтесь найти ответ с помощью поисковой системы.

2. Попытайтесь найти ответ с помощью поиска на форуме.

3. Попытайтесь найти ответ в руководстве.

4. Попытайтесь найти ответ в списке часто задаваемых вопросов (ЧаВО).

5. Попытайтесь найти ответ путем проверок или экспериментов.

Реклама

6. Спросите опытного товарища.

7. Если вы — программист, попытайтесь найти ответ, анализируя исходный код.

Когда задаете вопрос, укажите с самого начала, что вы все это уже сделали; это поможет понять, что вы не какой-нибудь лентяй, транжирящий чужое время. Еще лучше, покажите, что вы узнали в результате своих поисков. Всем нравится отвечать людям, продемонстрировавшим свою способность воспринимать ответы.

Используйте приемы типа поиска в Google по тексту полученного сообщения об ошибке (поищите также в дискуссионных группах — Google groups, а не только на Web-страницах). Это может привести либо непосредственно к документации, посвященной тому, как эту ошибку устранить, либо к дискуссии в списке рассылки, в которой можно будет найти ответ. Даже если ответ и не найдется, фраза: «Я поискал в Google по следующему запросу, но ничего полезного не нашел» пригодится при обращении за помощью по электронной почте или в дискуссионную группу.

Реклама

Подготовьте вопрос. Продумайте его. На поверхностные вопросы вы получите поверхностные ответы, или вообще ответов не получите. Чем больше вы сделаете, чтобы продемонстрировать свои размышления и усилия по решению проблемы до того, как просить помощи, тем вероятнее, что вы эту помощь получите.

Не задавайте неправильных вопросов. Если вопрос строится на ошибочных предположениях, скорее всего, вам дадут бесполезный буквальный ответ, подумав при этом «Глупый вопрос…» и надеясь, что получение того, о чем вы просили, вместо того, что действительно нужно, чему-то вас научит.

Не думайте, что вам должны ответить. Вам никто ничего не должен; вы же, в конечном счете, не платили за эти услуги. Вы получите ответ, если заслужите его, задавая существенный, интересный и наводящий на размышления вопрос — вопрос, неявно дающий сообществу новый опыт, а не просто пассивно требующий от других поделиться знаниями.

Реклама

С другой стороны, неплохо сразу ясно дать понять, что вы можете и хотите помочь в процессе выработки решения. На вопросы типа «Может ли кто-то подсказать?», «Что не учтено в моем примере?» и «А нет ли сайта, который стоит на эту тему посмотреть?» более вероятно будет получен ответ, чем на требование прислать точную последовательность действий для решения проблемы, поскольку вы явно показали, что решите проблему сами, если кто-то укажет вам правильное направление действий.

Когда спрашиваете…

Правильно выбирайте форум.
Тщательно продумайте, где именно задавать вопрос. Вас с большой вероятностью проигнорируют или спишут как неудачника, если вы:

1. Пошлете вопрос в форум, не соответствующий по тематике (off topic)

Реклама

2. Пошлете самый элементарный вопрос в форум, где обсуждаются сложные технические вопросы, или наоборот.

3. Пошлете вопрос одновременно (cross-post) во множество различных дискуссионных групп.

4. Пошлете личное сообщение по электронной почте незнакомому человеку, лично не отвечающему за решение ваших проблем.

Сначала надо найти соответствующий форум. В этом вам снова поможет поисковая система Google и другие средства поиска в Web. Используйте их для поиска страницы проекта, наиболее тесно связанного с оборудованием или программным обеспечением, с которым возникли трудности. Обычно на этой странице будут ссылки на список часто задаваемых вопросов (ЧаВО, FAQ — Frequently Asked Questions), списки рассылки проекта и их архивы. Именно там и надо просить помощи, если ваши собственные усилия (включая прочтение этих, обнаруженных вами, ЧаВО) не увенчались успехом. На странице проекта может быть также описана процедура информирования об ошибке или представлена ссылка на нее. В таком случае, воспользуйтесь рекомендованной процедурой.

Реклама

Посылка же сообщения человеку или в форум, с которым вы не знакомы, — предприятие, как минимум рискованное. Например, не думайте, что автор информативной web-странички хочет стать вашим бесплатным консультантом. Не делайте оптимистических предположений о том, что вашему вопросу будут рады — если не уверены, пошлите его по другому адресу или откажитесь от его посылки вообще.

При выборе форума, дискуссионной группы или списка рассылки не принимайте решение только на основе имени; прочитайте список часто задаваемых вопросов (FAQ) или правила, чтобы убедиться, что вопрос соответствует тематике. Почитайте сообщения некоторое время, прежде чем посылать вопросы, чтобы почувствовать, как и что здесь делается. На самом деле, перед посылкой вопроса не помешает поискать по ключевым словам, связанным с вашей проблемой, в архивах дискуссионной группы или списка рассылки. В результате можно найти ответ, а если нет, такой поиск поможет лучше сформулировать вопрос.

Реклама

В общем случае, вероятность получить ответы на вопросы в правильно выбранном общедоступном форуме выше, чем в приватном. Причин для этого несколько. Одна из них — количество потенциальных отвечающих. Другая — размер аудитории, которая узнает ответ.

Понятно, что опытные програмисты и создатели популярных программ и так уже получают намного больше не относящихся к делу вопросов, чем хотели бы. Увеличивая этот поток, вы в некоторых случаях можете стать последней каплей — изредка участники популярных проектов прекращают их поддержку, потому что не выносят больше сопутствующих ей проблем в виде потока бесполезных сообщений по электронной почте на их личные адреса.

Copyright © 2001 Eric S. Raymond
Перевод на русский язык: Copyright © 2002—2005 Валерий Кравчук

Реклама