Еще одно интересное наблюдение. Все мои знакомые, которым я сообщал о десятилетии «Фейсбука», удивлялись: «Неужели только десять лет?» Да, возраст у «Фейсбука» — даже не подростковый. Хотя нынешняя стоимость компании превышает 150 миллиардов долларов. Это, конечно, совсем не гарантирует, что «Фейсбук» доживет до возраста совершеннолетия.
Всего несколько месяцев назад сотрудники Принстонского университета, исследовав частоту поисковых запросов, сделали вывод: к 2017 году количество пользователей «Фейсбук» (которых нынче более 1.3 миллиардов человек) уменьшится на 80%! Интернет-аналитики «Фейсбука» приняли вызов и на основании аналогичных исследований установили: в 2021 году в Принстонском университете не будет студентов вообще. Статистика — лукавая наука, а экстраполяция — прием лукавый вдвойне.
Я сам не являюсь фанатом «Фейсбука». Но это оттого, что «интернет-дружбой», на которой зиждется создание любых социальных сетей, я переболел задолго до появления детища Марка Цукерберга. И задолго до этого понял, что состоять в переписке с половиной мира, конечно, классно. Но времени это развлечение отнимает непомерно много. И времени своего, не казенного. Которое, честно говоря, жалко тратить на простановку лайков или на восхищение рассылаемыми по миру фотками друзей.
Статистика, которую я в предыдущем абзаце обозвал лукавой наукой, но которая, между тем, знает все, подсовывает цифру 640 миллионов минут. Именно столько ежедневно пользователи «Фейсбука» тратят на пребывание в этой социальной сети. Если вдуматься — страшная цифра, более 1200 человеко-лет. Хотя, если разделить на общее число пользователей, получается мелочь, около половины минуты в день. Нет, нет, лукавая наука статистика!
Не являюсь я фанатом «Фейсбука» еще и потому, что не вижу в его создании какого-то выдающегося технологического или научного достижения. Ведь 4 февраля 2004 года Марк Цукерберг и его друзья создали в кампусе Гарвардского университета в общем-то обычный сайт-форум однокурсников. Выдумка пришлась студентам по вкусу, только и всего. Но стал «Фейсбук» всемирно известным благодаря правильно организованной «бизнес-раскрутке». И по скорости захвата рынка бизнес-проект «Фейсбук», действительно, чемпион среди других проектов.
Такой молниеносный старт не мог пройти бесследно. До сих пор «Фейсбук» грешит нелогичностью интерфейса и возможностью потеряться на чужих страницах. Впрочем, что-либо исправлять уже не имеет смысла. Пользователи привыкли к нелогичности интерфейса и другого уже не представляют.
Другая неприятная «фишка» «Фейсбука» состоит в том, что большинство его пользователей имеют слабое представление о том, к какому кругу лиц они обращаются. Общеизвестен факт, когда девушка случайно позвала на свой день рождения не 15 друзей, а весь мир. Произошло это в сентябре 2010 года, и программисты «Фейсбука» сообщили, что они приняли меры, чтобы подобного безобразия больше не повторилось. Но все же я то и дело встречаю в «Фейсбуке» разосланные для всеобщего обозрения фотографии, которые афишировать бы и не следовало. Тут, правда, вопрос, с «Фейсбуком» ли проблемы, или с головой посылающего.
Но и на своем плачевном опыте я также убедился в том, что «мордокнига», как иногда переводят на простонародный русский английское слово «Facebook», норовит расширить число своих клиентов не вполне законным образом. При открытии собственного аккаунта я не совсем внимательно прочитал вопрос, позволил социальной сети залезть в свою адресную книгу и послать по всем адресам приглашение подружиться со мною, вступив в «Фейсбук». После чего несколько месяцев мне пришлось отвечать на удивленные вопросы друзей, знакомых и незнакомых, что такое «Фейсбук» и зачем я их сюда пригласил. Повторяю, было это давно, когда социальная сеть только появилась и мало кому была известна. Однако осадок остался.
Вообще за десять прошедших лет «Фейсбуку» неоднократно выставляли судебные иски и за нечеткие настройки приватности, и за передачу личных данных пользователей рекламодателям, и за прямую слежку за ними. Подобные претензии высказывались задолго до разоблачений Эдварда Сноудена, но после выступлений этого довольно странного (на мой взгляд) правдоруба произошло резкое крушение доверия не только к «Фейсбуку», но и к другим социальным сетям. Впрочем, меня всегда удивлял и тот энтузиазм, с которым люди сообщают широкому кругу читателей весьма приватные сведения о себе, и то искреннее возмущение, которое они выражают, когда узнают о том, что этими сведениями могут воспользоваться спецслужбы. Как говорилось в одном старинном анекдоте, или наденьте трусики, или снимите крестик. Кстати, соседство крестика со спущенными (или приспущенными) штанами довольно часто можно увидеть на фотографиях в социальных сетях, и подобная трактовка христианской скромности, надо сказать, вводит в ступор.
С другой стороны, один из шапочно мне знакомых политтехнологов признался, что с большей охотой пишет в «Фейсбуке», нежели в «Живом журнале», потому что уверен не только в широте аудитории, к которой он обращается, но и в том, что обращается он к реальным живым людям, а не к узкому кругу интеллектуалов, скрывающихся за псевдонимами. И в самом деле, «Фейсбук» потерял бы очень много, если бы в нем не было возможности отыскать интересующего человека по имени и по фотографии, если бы он не был реальным местом для виртуального общения. (Эк, однако, я загнул фразочку!)
Тут снова статистика подсовывает свои данные. У каждого пользователя «Фейсбука» в среднем 130 друзей, количество картинок, ежедневно закачиваемых на сайт — 205 миллионов, а среднее количество проставляемых за день лайков — 6 миллиардов. Кстати, лайки — замечательное по простоте и поднятию рейтинга изобретение «Фейсбука».
Вполне возможно, что моя статья напоминает старческое брюзжание. Что меня не удивляет. Основная аудитория «Фейсбука» находится в возрасте от 20 до 35 лет. Для них я со своей параноидальной боязнью фотоснимков в Интернете, в самом деле, смешной дедушка. Они посылают сотне знакомых фотографию новорожденного, а на мои замечания о том, что не стоит этого делать, удивляются: «Ты веришь в сглаз?» И общаются они немного странно для меня, то и дело переходя с одного языка на другой, и почти всегда кстати. Как в свое время общался с друзьями Александр Сергеевич. В общем, племя младое, незнакомое.