Немного истории. Патрон для принятой на вооружение в 1891 г. русской трехлинейной винтовки был одним из самых удачных патронов своего времени. Напомню, в это время в Америке на вооружении был еще патрон 45−70 Government обр. 1873 г., снаряженный дымным порохом и дальностью настильной траектории (просьба не смеяться сильно) 90 (девяносто) метров.
Патрон в латунной гильзе с «ружейным» фланцем, снаряжался бездымным порохом. Пуля с медно-никелевым покрытием и закругленной головкой закреплялась в горлышке гильзы с помощью трех упорных углублений. Остроносую пулю патрон получил в результате модернизации 1908 г. Дальнейшая модернизация патрона прошла в 1930 г. Модернизация коснулась лишь материала гильзы и способа крепления пули.
Таким патрон дошел до нашего времени. Некоторые специалисты указывают еще на две модернизации: в 1954 г. — принятие на вооружение патрона с легкой пулей со стальным сердечником «ЛПС» массой 9,6 г для стрельбы из снайперской винтовки СВД, и в 1974 г. — трассирующей пули Т-46М, принятой на вооружение только в 2002 г.
Технические характеристики:
Настоящий калибр пули, мм: 7,92.
Масса пули, г: 9,6 — 13,6.
Длина гильзы, мм: 53,72.
Диаметр фланца гильзы, мм: 14,48.
Масса порохового заряда, г: 2,1−3,4.
Начальная скорость пули, м/с: 780−870.
Энергия пули, Дж: 3300−3700.
Источник: Википедия.
Патрон с честью прошел две мировые войны, финскую кампанию, множество локальных конфликтов. В качестве пулеметного и снайперского патрона до сих пор стоит на вооружении российской армии. Только военных модификаций патрона несколько десятков, а есть еще спортивные и охотничьи.
Под этот патрон, кроме знаменитой винтовки Мосина и армейской снайперской винтовки СВД, разработано и до сих пор выпускается множество видов российского (и не только) оружия. Пулеметы, винтовки, охотничьи карабины и комбинированные ружья.
Почему этот 120-летний патрон остается в боевом строю и по сей день? «Виной» всему, по-моему, все же косность российских военных. Патрон очень неудобен для применения в автоматическом оружии из-за выступающего фланца, а как снайперский патрон вообще не выдерживает никакой критики. Но как выпуск самого патрона, так и оружие под него продолжает разрабатываться, так как новых, перспективных разработок в России просто нет. Точнее, они есть. Так, например. экспериментальный снайперский патрон 6×49 мм для винтовки СВК точнее патрона 7,62×54R в несколько раз. Испытывался сей патрон еще в СССР и в серию не пошел. А жаль. Хотя и военных понять можно: страна в конце 80-х годов двадцатого века разваливалась, а коней, как известно, на переправе не меняют.
Современные российские «военспецы» тоже не хотят ничего менять. «Рубеж поражения целей 800−1500 метров для армейского снайпера явно завышен. Для поражения целей на такой дистанции в арсенале мотострелковой роты достаточно других огневых средств, обладающих большей эффективностью, как при обнаружении цели на такой дистанции, так и огневой мощью способствующей ее поражению. …существующая на данный момент номенклатура снайперских винтовок заполняет все необходимые тактические ниши. СВД, СВ-98 — армейская винтовка, ВСС — узкоспециализированное оружие разведгрупп, винтовки калибра 12,7×108 мм — для огневой поддержки». С сайта военспец.орг.
В качестве охотничьего патрона 7,62×54R тоже… Очень не очень. Особенно российского производства.
«К сожалению, отечественные охотничьи патроны с полуоболочечными пулями имеют мощность неоправданно низкую для данного калибра… Помимо низкой мощности отечественные охотничьи патроны снаряжаются полуоболочечными пулями архаичного дизайна. Накоротке их экспансивное действие избыточно, вплоть до полной фрагментации пули в ущерб пробивному действию. На дальних (дальше 250 м) дистанциях с падением скорости экспансивное действие может отсутствовать вовсе. Кроме того, качество изготовления самих пуль и их посадки в патрон оставляет желать лучшего. Так нарушение концентричности самой пули достигает 20−25 мкм, а отклонение носика пули от оси патрона — 150 мкм! Такая кривизна бывает заметна невооруженным глазом, поэтому кучность боя редко бывает лучше 3−4 угловых минут,
Напомню, что современное нарезное оружие считается «нормальным», начиная с точности 1 МОА и менее. А если сам патрон дает рассеивание в 4 МОА…
Единственным оправданием покупки охотничьего оружия калибра 7,62×54R является наличие доступных патронов отечественного производства или уж очень большая любовь к стилю «милитари» вообще и многочисленным клонам снайперской винтовки CВД в частности. О болтовых винтовках гражданского назначения, кроме переделок в гражданский вариант винтовки Мосина, я тоже не слышал. Но о приличной точности российского оружия калибра 7,62×54R говорить вообще не приходится. Стволы стрелявших до этого винтовок с военных складов растачиваются и штифтуются, что отрицательно сказывается на точности оружия, которая не выдерживает конкуренции с импортными «одноклассниками», винтовками и карабинами под патроны .30−06 Springfield и .308 Win.
За пределами России патрон 7.62×54R производят всего 5 оружейных фирм: шведская Norma, чешская S&B, финские Lapua и Sako, польская SJ. Практически все патроны, выпускаемые этими фирмами, точнее и мощнее отечественных, находящихся в розничной продаже. Выпускался также в США, Китае и Ираке.
Общепринятое название патрона — 7,62×54 R, но за прошедшие 120 лет патрон приобрел множество обозначений: 7.62×54R Russian, 7,62×54 R Russian model 1891, Mosin M1908/30, 7,62×54 R, 7.62 mm Mosin-Nagant, 7,62 mm Mosin-Nagant M91, 7,62 mm Mosin, 7,62×54R Mosin, 7.62×54R Russian, DWM 378, GR 683, S262®. Российские патроны для гражданского применения могут маркироваться 7,62×53R.