Значительная часть магазинов сотовой связи ввела в обиход такую уловку, как экспертиза. Суть в том, что продавец «не может» визуально определить дефект технического устройства и выяснить, кто виноват и что делать. Поэтому необходимо отправить телефон в сервисную службу, чтобы грамотный специалист определил, действительно ли это брак, или пользователь телефоном орехи колол.
Вроде все логично, да? На самом же деле срок экспертизы составляет около 20 (двадцати!) дней — в разных магазинах по-разному. С одной стороны, отказавшись от экспертизы товара, покупатель выглядит недобросовестным, с другой — мало кто захочет затевать такую волынку.
Но и это еще совсем не все хитрости изворотливых продавцов.
Привожу пример фрагмента официального документа «Приложение к заявлению на проведение проверки качества» одного из флагманов сотовой торговли:
«Я (покупатель) принимаю на себя риск, связанный с возможным проявлением в сданном оборудовании дефектов, не указанных в настоящем заявлении, а также риск возможной полной или частичной утраты работоспособности оборудования или отдельных узлов и блоков в процессе устранения недостатков».
Может быть, специалисты и не станут ломать ваш телефон намеренно, но, подписав, вы сами, добровольно, даете им эту возможность. Можете предложить написать: «Мне совсем не нужен был телефон, а деньги я принес просто в подарок», — результат будет тот же.
Так что же делать, если продавец устанавливает такие правила? Конечно же, не соблюдать их! Для вас эти правила вообще ничтожны! Требуют написать претензию по их образцу? В гражданском кодексе предусмотрена простая письменная форма — как могу, так и излагаю. А магазин не имеет права устанавливать свою форму документов. Дойдет до суда — тогда да, все по форме.
Продавец отказывается вернуть деньги без экспертизы? Можете оценить обменный фонд. Вам должны предоставить сотовый телефон с теми же функциями. Даже требование телефона с двумя сим-картами часто выбивает продавцов из колеи. А уж наличие операционной системы Андроид, камеры с высоким разрешением… Ваши аргументы — в купленном телефоне это было, так почему я должен месяц жить без этого? Нет такого телефона? Пишите, что не можете предоставить телефон на замену.
Продавец явно нарушает закон, хотя пытается выставить крайним вас. Статья 18 закона о защите прав потребителя: «Покупатель имеет право потребовать незамедлительного устранения недостатков, либо отказаться от договора купли-продажи».
Как правило, видя намерение покупателя дойти до суда, продавцы китайской электроники прекращают свои азиатские хитрости и решают конфликтную ситуацию полюбовно. А если нет — 90% судебных процессов решаются в пользу потребителя. Удачи!