Кроме этого, число пользователей, которые ориентируются на отзывы и рекомендации вовсе не знакомых им людей, в Рунете неуклонно растет.
В соответствии с данными ФОМ, около 58% интернет-пользователей доверяют отзывам и рекомендациям других людей. Невзирая на то, что количество пользователей, которые имеют собственные аккаунты в ЖЖ, снизилось с 9 до 5% (на первый взгляд это выглядит немного пугающе, особенно если учесть общий рост социальных медиа), количество читателей живого журнала относительно стабильно, а временами замечено и увеличение их числа.
Однако бурный рост популярности блогосферы и социальных сетей вообще всерьез взбудоражил рекламодателей со всех уголков мира. Уже в 2009 году был отмечен огромный рост расходов на рекламу в соцсетях. И, поверьте, здесь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы четко понять, что лишь некоторая часть бюджета этих рекламщиков будет израсходована на открытую и действительно честную рекламу.
Впрочем, время идет, и сегодня скрытая реклама в блогах стала уже нормой. Однако нельзя сказать, что это хорошо (скорее, наоборот). Как нам известно, самая лучшая реклама — «посоветовал знакомый». Именно поэтому многие блогеры, пользуясь уже заработанной к определенному времени репутацией среди своих читателей, глазом не моргнув пишут о том или ином продукте (товаре, услуге) определенного производителя как бы невзначай: мол, вот я давно искал хороший фотоаппарат и решил рискнуть и приобрести его у «такого-то» производителя, и не зря!.. И за такие, казалось бы, невинные высказывания вскользь основной темы заметки в онлайн-дневнике эти самые блогеры получают немалые деньги.
Конечно, они имеют на это право, ведь это как-никак заработок, а кто в наше время не прочь подзаработать лишних денег? Но имеют ли они на это право с моральной точки зрения? Ведь у этого блогера большая аудитория сложилась, вероятно, именно потому, что читатели видели правду в его строках, чувствовали неподдельность, а сейчас…
А сейчас такой блогер рискует на веки вечные потерять доверие и заработанную репутацию среди своих поклонников — и поделом! На самом деле, хоть такая реклама и называется скрытой, свежим взглядом довольно просто её распознать на фоне общей заметки в блоге. Думаю, пример о фотоаппарате, приведенный мною выше, как раз и является эдакой не совсем завуалированной рекламой, которую нетрудно заметить. Сложнее дело обстоит тогда, когда блогер пишет целую историю (скорее всего выдуманную) в своем посте, куда вполне логично и аккуратно вплетается тот или иной товар и положительные отзывы о нем.
Возможно, из всего вышеупомянутого у вас может сложиться впечатление о том, что российская блогосфера состоит лишь из алчных и многое возомнивших о себе людей. Тогда возникает логичный вопрос: почему же их посты каждый день просматривают миллионы пользователей? Ответ прост: дело в самой природе блога. Ведь изначально блоги создаются теми, кому есть что сказать, чем поделиться, обсудить злободневные вопросы. В блогах всегда бурлят эмоции, а подчас там возникают самые настоящие интеллектуальные схватки! И пусть даже иногда там и появляется реклама, все же это живое общение, «тет-а тет» со всеми, и от блогов и многих интернет-журналов почти никогда так не пахнет продажностью и меркантильностью, как от многочисленных СМИ.
Как вы видите, ничто и не предвещает смерть блогосферы. Живых и довольно популярных блогов по прежнему много. Наиболее успешные блоги по своему содержанию и размеру аудитории становятся все больше и больше похожи на крупные интернет-СМИ. Чрезвычайной популярностью стали пользоваться так называемые «школы блогеров».
Хорошо это или плохо — решать каждому самостоятельно. Кто-то скажет, что совсем скоро блоги потеряют доверие к себе и превратятся в желтые странички Интернета, а кто-то продолжит верить в честность пишущих там людей и порадуется за их успехи в интернет-карьере.