Есть ли у вас знакомые программистки? Поздравьте их 10 декабря!

Реклама
Грандмастер

О, это вечное проклятие русского языка — неправильная транскрипция иностранных имен, написанных не кириллицей! Во времена А. С. Пушкина знаменитый роман Вальтера Скотта называли «Ивангое». А отрицательного героя толстого нравоучительного романа английского писателя С. Ричардсона называли Лавласом или Ловеласом. Каковое имя собственное даже превратилось в нарицательное и вошло в словари русского языка. Хотя надо бы произносить «Лавлейс».

Так вот, однофамилица этого самого Ловеласа, Ада Лавлейс (Ada Lovelace) (1815−1852), прославилась как первая в мире женщина-программист.

Не следует думать, что в науку девушка бросилась от того, что была некрасива и разочаровалась найти «простое женское счастье». С сохранившихся портретов на нас смотрит симпатичная женщина, совсем не идеал так называемой «англо-саксонсой красоты». То есть брюнетка, дама со вполне очевидными женскими статями и с живым взглядом. Думается, отбоя в ухажерах у Ады не было. Тем более что и характер у нее был, по-видимому, горячий. Папин характер.

Папа у Августы-Ады был известный английский поэт Дж.Г. Байрон (George Gordon Byron) (1788−1824)

Реклама
, человек мятежный и неуживчивый. Он служил примером, которому подражали многие молодые мужчины тогдашней Европы. И Пушкин — было дело — ему подражал, и Лермонтов, случалось, байроническую личность из себя строил.

Ада отца в глаза не видела, поскольку терпения на семейную жизнь с Байроном у ее матери хватило всего лишь на год. Причины развода матушка не оглашала, посему в обществе стали циркулировать догадки и слухи, от которых Байрон, в конце концов, навсегда уехал из Англии. Но, видать, серьезными были эти причины, если мать изъяла из семейной библиотеки все книги Байрона, а дочку стала называть Адой, а не Августой-Адой. Первое имя было дано Байроном в честь своей сводной сестры, с которой, говорят, и был у него роман, приведший к разводу.

Реклама

Мать Ады, Анабелла, наделила дочку пытливым умом и железной логикой. Она сама любила математику (Байрон называл ее «королевой параллелограммов») и смогла привить эту любовь дочке. Домашним учителем у Ады был шотландский математик Огастес де Морган, один из основателей математической логики и теории множеств.

В 17 лет Ада начала выезжать в свет, а еще через год познакомилась с профессором математики Кембриджского университета Чарльзом Бэббиджем (Charles Babbage)(1791−1871).

Ч. Бэббидж к этому времени придумал принцип первого в мире автоматического счетного устройства. Современным языком говоря, это был программируемый арифмометр. Множество валов с шестеренками, которые вращались благодаря механическому приводу и могли перемещаться вдоль оси с помощью специального рычага. «Аналитическая машина», как назвал ее Ч. Бэббидж, могла производить вычисления с точностью 12 значащих цифр. В те времена подобная точность вычислений была явно избыточной. Данные для расчетов и программы работы вычислительной машины должны были вводиться с помощью перфокарт. Бэббидж не только придумал принцип и сделал модель-прототип, но даже добился в канцелярии премьер-министра субсидии на строительство реально действующей аналитической машины.

Реклама

Строительство устройства продолжалось десять лет, но машина Бэббиджа так и не была построена. Сплоховала не сама идея ученого, низким оказался уровень развития тогдашней британской промышленности. Необходимы были тысячи взаимозаменяемых бронзовых шестеренок, которые являлись главным элементом вычислительной машины Бэббиджа. Выпустить тысячу шестеренок промышленники могли, но обеспечить их взаимозаменяемость не получалось. Теория допусков и посадок, обеспечившая высокий уровень унификации промышленных изделий, появилась только через 60 лет. Зубчатые колеса в вычислительном устройстве Ч. Бэббиджа не толкали одно другое, а намертво тормозили, и потому валы аналитической машины не смогли сделать ни единого оборота.

Реклама

Прототип своей аналитической машины Ч. Бэббидж показал и Аде. По воспоминаниям Огастеса де Моргана, присутствовавшего при этом, Ада мгновенно поняла принцип работы устройства и оценила его возможности.

В двадцать лет Ада Байрон вышла замуж за барона Уильяма Кинга, который был на девять лет старше ее. Вскоре барон Кинг стал лордом Лавлейс, а его жена — леди Адой Лавлейс. Брак был счастлив, у супругов родилось трое детей. Замужество не помешало научным интересам Ады. В 1842 году по просьбе Бэббиджа Ада Лавлейс взялась перевести на английский язык и снабдить комментариями лекцию об аналитической машине, сделанную в университете Турина, в Италии. Комментарии вылились в серьезную работу, в результате которой Ада Лавлейс написала первую в мире программу для так и не реализованного механического компьютера Ч. Бэббиджа.

Реклама

В написанном в 1990 году фантастическом романе Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона «The Difference Engine» описана альтернативная история, которая могла бы осуществиться, если бы идея Бэббиджа была воплощена в металл, и Англия в середине 19-го века стала бы не только страной паровой машины, бессемеровского конвертора и фабричного производства, но также и страной, обладающей вычислительными машинами. Роман этот был переведен на русский язык под названием «Машина различий». В его основе — детективный сюжет, он неплохо написан и читается с интересом. Действие романа происходит в 1855 году. Среди героев — постаревшая Ада, но почему-то не Лавлейс, а Байрон, «королева машин», чьи программы двигают гремящие шестеренками и сипящие паром вычислительные машины Великобритании. Информация между машинами передается с помощью перфокарт, и ключевым эпизодом является как раз похищение главным героем перфокарты с необходимой информацией.

Реклама

На самом деле Ада Лавлейс умерла в 37 лет от рака. Действующий механический компьютер был построен К. Цузе только в 1930-х годах. И почти сразу же в США, а чуть позже в СССР, начали строить электронные вычислительные машины. Так что эта отрасль пошла по другому пути.

Аду Лавлейс все считают первым в мире программистом. Было даже выдвинуто предложение объявить день ее рождения, 10 декабря, Всемирным днем программиста. Конкурентными предложениями были 4 апреля — день католического покровителя Интернета и компьютеров Исидора Севильского (а еще потому, что ошибка 404 очень часто встречается при программировании интернет-приложений). Все же день программиста решили праздновать в 256 день года (то есть 13 сентября в не високосный год и 12 сентября — в високосный). Почему 256-й? Потому что это — последняя степень числа 2, не превышающая 365, количество дней в году. «А при чем здесь степень числа 2?» — спросят совсем не подкованные в компьютерных науках товарищи. Да потому, что все современные компьютеры производят вычисления именно в двоичной системе счисления, а не в десятичной, как это должна была бы делать аналитическая машина Бэббиджа.

Но день 10 декабря не остался без праздника. Во многих странах в этот день чествуют духовных наследниц Ады Лавлейс — женщин, которые работают в области высоких технологий, компьютеров и Интернета.

Реклама