Когда печатные СМИ станут «мамонтами»?

Реклама

Дискуссии о будущем печатной прессы и книгоиздательской деятельности не умолкают уже несколько лет. Но, вопреки некоторым прогнозам, бумажные СМИ живы и продолжают бороться за место под солнцем. Печатные СМИ массово переходят в качественно иное состояние — переселяются в цифровое информационное пространство.

А обусловлено это как веяниями современности, так и пожеланиями потребителей. Люди вовсе не отказались от профессиональных источников информации (газеты, журналы), просто они предпочитают другой формат. По оценкам аналитической группы SmartMarketing, треть пассажиров московской «подземки» во время поездки пользуется смартфонами, еще столько же — ридерами. Семеро из десяти россиян (70%) читают книги и периодику в электронных форматах с экранов домашних и мобильных ПК, с дисплеев смартфонов и т. д. — таковы данные социсследования холдинга «Ромир».

Печатные СМИ, естественно, реагируют на предпочтения аудитории. На Западе и в России хорошо видна явная тенденция — отказ от дорогой печатной версии или ее дополнение онлайн-изданием. Судьба еженедельника Newsweek — весьма показательный пример. Одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий с 2013 года полностью отказалось от бумажной версии.

Реклама

Британская газета The Guardian и американский журнал Time всерьез рассматривают возможность полного перевода в цифровой формат. И это такие крупные СМИ, что уж говорить об изданиях с меньшим влиянием?

Однако в развивающихся странах судьба печати пока далеко не столь печальна: в Африке, на Ближнем Востоке и особенно в Азии — настоящий бум печатной прессы. Тиражи растут год от года. В списке 15 наиболее высокотиражных газет в мире находятся пять индийских и два китайских издания. Причина печатного бума — в увеличении грамотности населения. Читаешь газету — плюс пять в карму и плюс десять к уважению. К тому же Интернет, например, в Индии развит пока относительно слабо. В общем, по усредненным мировым показателям — в печатных СМИ не все так плохо.

Реклама

В книжном деле тенденции похожи — в целом тиражи падают, люди предпочитают носить легкие покетбуки и покупать электронные романы, которые намного дешевле бумажных аналогов. Многие издательства выживают только за счет учебников — спрос на них постоянный.

Еще одна причина, по которой печать еще на плаву, — несовершенная технология мобильных устройств. Эксперимент по переходу на электронные учебники, прошедший в России в 2011—2012 годах, показал, что пользоваться одним устройством вместо кипы книг гораздо удобнее. Но в случае с планшетом — вредно для глаз, а в случае с покетбуком с безвредным для глаз E-Ink дисплеем — недостаточно наглядно и красочно (E-Ink отображает только 16 оттенков серого).

Реклама

Но вскоре и этот недостаток ридеров останется в прошлом. О технологиях цветной электронной бумаги уже рассказывалось в статье «Когда появятся электронные книги с безопасным для глаз цветным экраном?». А ждать их на просторах СНГ осталось совсем недолго — один из лидеров на рынке читалок, компания PocketBook, анонсировала ридер на цветных электронных чернилах.

Эта читалка оснащена 8-дюймовым сенсорным экраном, выполненным по технологии E-Ink Triton. Такая технология сохраняет все прелести черно-белых электронных чернил — безопасность для глаз и низкое энергопотребление (E-Ink читалки PocketBook держатся почти месяц). Ожидается, что модель поступит в продажу летом этого года. Детали и спецификации не разглашаются.

Реклама

Очевидно, что следом за PocketBook потянутся и другие производители — это только вопрос времени. Возможно, именно появление цветных безопасных для глаз ридеров ознаменует начало повального перевода периодики в электронный формат.

Это значит, что бумажные тиражи будут падать и дальше. Как скоро печать повторит судьбу мамонта, сложно сказать. Американский футуролог Росс Доусон спрогнозировал, что в 2017 году печатные СМИ полностью перестанут выходить в США. В крупных городах России — в 2026 году. В 2040 традиционных газет и журналов не останется ни в одной стране.

Смелый прогноз, но насколько футуролог прав, мы узнаем только через 27 лет, хотя мне лично кажется, что газеты и журналы будут еще долго выходить в hard copy, пусть и небольшим тиражом.

Реклама