А еще был День танкиста, который особенно рьяно отмечали мальчики нашего института. Потому что по военной специальности все мы были танкисты. «И дорогая не узнает, какой у парня был конец…» — разносилась праздничным вечером по коридорам общежития жалостная песня про танкистов. Эх!
Но, оказывается, в ООН и ЮНЕСКО сидят не меньшие затейники. Каких только международных праздников не понапридумывали эти серьезные организации! Если вдумчиво их отмечать — сопьешься через полгода. Но ведь не для простой пьянки были придуманы эти важные праздники! Нет, не для пьянки, а для того, чтобы напомнить человечеству о чем-нибудь очень важном.
Вот, к примеру, 30 ноября, Международный день защиты информации
Нынче это вещи всем очевидные. Но не следует забывать, что первый Международный день защиты информации состоялся в 1988 году. Слово «компьютер» тогда было известно немногим. А тот, кто это слово знал, называл так серьезные вычислительные устройства размером с комнату, не меньше.
Такие устройства в США выпускала фирма IBM, а заводы соцлагеря ковали их ухудшенные копии под названием ЕС. Та же фирма IBM уже сконструировала персональный компьютер IBM PC, но сама не знала, для чего его применять. Разве что в качестве интеллектуального терминала? Эти слабосильные малыши были во многом подобны млекопитающей мелочи, путающейся под ногами могучих динозавров. Их мало кто замечал, но у них оказалось грандиозное будущее.
Интернета тоже не существовало. А существовал инициированный Пентагоном проект ARPAnet (англ. Advanced Research Projects Agency Network), работы по которому должны были обеспечить надежную связь между командными компьютерами штабов военных группировок даже в случае нанесения ядерного удара по генеральному штабу. К сети ARPAnet уже было подключено около 60 тысяч компьютеров. Она связывала между собой университеты США и вовсю использовалась учеными. В ходе использования межкомпьютерной сети выявлялись ее новые возможности. Ее уязвимости тоже выявлялись.
В начале ноября 1988 года состоялась первая массовая атака на большую компьютерную сеть. Произвел ее Роберт Таппан Моррис (Robert Tappan Morris)
Как бы решили такую задачу в Советском Союзе? Властный орган, например, Совет Министров, разослал бы циркулярные письма (не электронные, а обычные) по всем вычислительным центрам (ВЦ). Как говорилось на тогдашнем канцелярите, «согласно приложенного списка». В письме начальнику ВЦ предписывалось бы срочно сообщить «наверх» список всех пользователей подведомственного ему центра, имеющих доступ к Интернету, с указанием личных данных. Всего через месяц-два требуемые сведения оказались бы у начальства. Еще месяц — и можно выпускать справочник пользователей Советского Интернета. Для служебного, конечно, пользования.
Естественно, что студенту Роберту Моррису такой путь был заказан. Тем более что компьютеров в США в то время было гораздо больше, чем вычислительных центров в Советском Союзе. Но Роберт Таппан Моррис недаром был сыном своего отца, Роберта Морриса-старшего (1933−2011), известнейшего специалиста по криптографии и одного из создателей операционной системы UNIX. И недаром он числился среди самых успешных студентов компьютерного отделения одного из лучших американских университетов.
Вместо пресловутого циркулярного письма он решил разослать по всем компьютерам США, связанным в одну сеть, программу, которая бы сама собрала эти данные и переслала их своему создателю по электронной почте.
С точки зрения современных хакеров, проникнуть в чужой компьютер в те былинные времена было легче, чем «два пальца посмотреть», как говаривали преподаватели у нас на военной кафедре. К сети ARPAnet было подключено множество компьютеров, но ни один из них не был персональным.
На большинстве из этих компьютеров работала операционная система UNIX. Эта операционная система позволяла с одного компьютера запускать задачи на другом, если тот считался «дружественным». Дружественным стать было не очень сложно. Надо было только знать имя пользователя-администратора и пароль доступа.
Поскольку системных администраторов тогда было немного, все они так или иначе друг друга знали. И все не придавали большого значения этим дурацким защитам. От кого защищаться-то — ведь все свои ребята, подлянки не устроят. Устроили!