Райты при создании самолета использовали большой накопленный опыт предыдущих изобретателей. Начали они изучение авиации с книги «Прогресс летающих машин» и дневника «Планерные экперименты» О. Шанюта, американского инженера-мостостроителя, на пенсии увлекшегося авиастроением. Для первоначальных опытов Райты купили планер Шанюта с прямоугольным крылом типа биплан и в дальнейших работах использовали этот тип конструкции крыла. В дневниках Шанюта встречается и русская фамилия Butusov. Кто же он был и что сделал для авиации?
Василий Павлович Бутузов (William Paul Butusov) родился в 1846 году в Санкт-Петербурге. В возрасте 18 лет он стал моряком торгового судна и прослужил в торговом флоте 16 лет. В 1880 Бутузов — второй помощник капитана — оставил морскую службу и в 1882 году поселился в Чикаго. В 1896
25 июня 1896 года Бутузов и Шанют заключили договор, по которому Шанют выделял 500 долларов на строительство аппарата по типу планера и оплачивал расходы, связанные с испытанием машины и с патентованием ее конструкции, а Бутузов обещал продемонстрировать летные качества планера с перспективой установить двигатель. Дивиденды в случае успеха испытаний и продаж аппарата должны были делиться пополам.
Тогда же Бутузов вместе с Шанютом и Херрингом впервые отправился к месту планерных испытаний на песчаные дюны в окрестностях озера Мичиган и сделал несколько полетов на балансирном планере Шанюта. В июле Бутузов направил заявку в Патентное ведомство США на конструкцию планера и приступил к его изготовлению. В конце августа 1896 работа была завершена. Бутузов назвал планер «Альбатрос».
Управление планером должно было осуществляться с помощью руля направления и специальной подвижной поверхности над крылом, руля высоты, управляемых руками. Для сохранения равновесия аппарата в полете планерист мог менять свое положение, двигаясь назад и вперед по специальной доске длиной 2,5 м или отклоняя туловище вбок. Фюзеляж имел форму лодки. «Альбатрос» имел размах крыла 12 м, площадь крыла 25 м2 и весил 75 кг (с пилотом 133 кг).
Первый испытательный взлет проводили с веревками, ограничивающими высоту. Бутузов внутри «Альбатроса» и под действием ветра, дувшего со скоростью 45 км/ч, поднялся на высоту около 1 м и парил. Слегка перемещаясь по фюзеляжу, Бутузов легко парировал случайные крены. Как написал Шанют, планер показал хорошую управляемость, устойчивость и отсутствие опасности для пилота.
Через два дня из-за недостаточной скорости ветра «Альбатрос» испытали в полете с 59 кг песчаного балласта вместо пилота. Планер пролетел около 30 м и без особых повреждений приземлился на песок. Так как в дальнейшем ветер не превышал 30 км/час, третий испытательный полет пришлось сделать с меньшим баластом и разгоном с помощью канатов, при этом планер во время полета задел за верхушку дерева на расстоянии 25 метров от старта и рухнул на землю. Повреждения были очень значительными: сломано крыло и многие детали фюзеляжа. На этом испытания закончились.
По мнению Шанюта, «Альбатрос» показал себя в целом как устойчивая машина, но его аэродинамические качества были невысокими. Несмотря на неудачу,
В январе 1897 года Бутузов обратился к Шанюту с просьбой отдать ему для доработки поврежденный Альбатрос (аппарат был построен на деньги Шанюта), а также передать во временное пользование легкий балансирный планер-биплан для обучения пилотированию.
В ноябре 1897 Бутузов начал публичную демонстрацию полетов на планере Шанюта. Они совершались в большом зале в одном из зданий Чикаго в присутствии многих зрителей. Бутузов стартовал с возвышения высотой 10 м и пролетал расстояние примерно в 50 м. Во время одного из полетов, обломилась хвостовая плоскость и планер рухнул вниз. Бутузов сильно ударился о землю, и в результате нижняя часть его тела оказалась парализованной на долгих два года.
По данным американской прессы, Бутузов в 1911 году пытался предъявить иск Райтам за использование его изобретения в части вертикальных и горизонтальных рулей.
Самолет Райтов состоял из прямоугольного крыла типа биплан, как у Шанюта, заднего вертикального и переднего горизонтального рулей, как у Бутусова, бензинового двигателя, как у Ленгли, и плюс устройства управления креном собственного изобретения, которое и превратило машину для трюков в воздушное транспортное средство.
Из этого можно сделать вывод, что к двум из пяти важнейшим частям самолета Райтов Бутузов имел самое прямое отношение. Кроме того, Райты использовали методики испытания частей конструкции, методики предполетных и полетных испытаний планера Бутусова, описанные в дневниках Шанюта.
С современных позиций очевидно несовершенство летательного аппарата Бутусова. Тем не менее, имя Бутузова, мало известное в США и совсем неизвестное в нашей стране, заслуживает памяти. Он был одним из немногих энтузиастов, усилиями которых создавалась основа для развития авиации. Память об этом должна быть сохранена.