В 2011 году ООН включила свободный доступ в Интернет в список базовых потребностей человека.
Какая, казалось бы, ненужная роскошь! В мире, где от голода ежегодно умирают десятки миллионов человек, они смеют заявлять о насущной необходимости какого-то Интернета! Увы, не все так просто. Не хлебом единым жив человек — коммуникации сами по себе способны изменить нашу жизнь.
Прежде всего, человек имеет право на доступ к информации. Море данных, доступных в Интернете, позволяет выбирать медицинский центр, где тебе предстоит лечиться, школу, куда ты собираешься отдать детей, товары, которые ты хочешь купить. И даже политический режим: осведомленность граждан о том, что происходит в стране, превращает голосование из формального акта типа «От меня ничего не зависит» в осознанный выбор.
В ту же советскую эпоху распространение услуг связи, говорят, намеренно сдерживалось политикой партии и правительства. Профессор Сорбонны Михаил Геллер даже упоминает «критическую массу телефонизации» — когда на трех человек приходится минимум один телефон, власть начинает испытывать серьезные трудности в навязывании своей воли населению. В Польше, во время волнений 1970−71 годов власти периодически отключали телефонную сеть: опасались организованных выступлений. В России распространение Интернета сделало возможным существование огромных движений единомышленников, организованно отстаивающих свои права.
Кроме того, многие технологии, которые в самом ближайшем времени станут повседневностью, невозможны без гарантированного широкополосного доступа: в их числе дистанционные хирургические операции и системы онлайн-консультирования, благодаря которым пациенты могут в любое время связываться с лучшими специалистами, а те — моментально получать карты болезней своих пациентов. Облачные технологии, без которых, по прогнозам, бизнес будет немыслим уже в ближайшие годы, могут существовать только при наличии надежных, быстрых и обладающих высокой пропускной способностью каналов.
Благодаря мобильным 4G-сетям предприниматели смогут пересылать гигабайты данных мгновенно и с высокой степенью защиты от кражи. Словом, от развития сетей, предоставляющих широкополосный доступ, сейчас зависит, в каком будущем нам предстоит жить — цивилизованном или не слишком. Увы, о 4G-технологиях в нашей стране пока наслышаны мало. Ни бизнес, ни тем более обыватель пока еще не распробовали, что такое LTE-сети и с чем их едят. При этом сами телекоммуникационные компании уже отбросили сомнения: 65 крупнейших мировых операторов планируют развиваться именно в сторону LTE.
Это звучит непривычно, но именно Россия имеет все шансы превратиться в страну с одной из самой передовых 4G-сетей. Во второй половине мая новым главой Минсвязи назначен Николай Никифоров, а совсем недавно его заместителем стал владелец Yota Денис Свердлов. Это даёт России надежду на технологический рывок. И Никифоров, и Свердлов — люди с большим практическим опытом. Первый, еще будучи главой правительства Республики Татарстан, разработал и успешно запустил «электронное правительство», второй — гендиректор первого в России бренда, запустившего в 2009 формат беспроводной интернет-связи WiMAX, а в 2011 году — самый передовой формат LTE.
Пока что устройства LTE рассчитаны на скорость в 20 Мбит/с, но теоретически сеть четвёртого поколения позволяет обеспечить скорость до 300 Мбит/с, что делает возможной работу абсолютно новых сервисов. Это, прежде всего, качественные видеоконференции — не на крохотных дисплеях смартфонов, а на огромных, диагональю в метр, офисных экранах. Участники таких конференций могут не просто находиться в разных городах, но и передвигаться, например, в автомобиле: наличие веб-камеры на ноутбуке, работающем в LTE-сети, обеспечивает полноценное участие в диалоге. Обмен файлами становится и вовсе рекордно быстрым: так, на FTP- сервер файл размером 100 Мб можно залить всего за 4 секунды.
Впрочем, для рядовых пользователей куда интересней окажется мобильное интернет-телевидение. Уже сейчас LTE позволяет передавать в реальном времени HD-видео — главное, чтобы серверы отправляющей стороны работали оперативно (YouTube под быструю отдачу видео уже «заточен», но большинство видеосервисов Сети — увы, пока нет). Фантастическим сервисом, который предоставят 4G-сети, станут системы дополненной реальности: облачный сервер будет отправлять на экраны мобильных устройств сотни контекстных подсказок, исходя из местоположения абонента и городского пейзажа, который «видят» их веб-камеры.
Незаменимыми окажутся мобильные технологии и в борьбе со стихийными бедствиями: во время цунами в Индонезии в 2004 году именно оперативное развертывание сети WiMAX позволило спасти сотни тысяч жизней — спасатели наладили скоординированную работу на территории, разделенной природной катастрофой на отдельные едва возвышающиеся над водой островки, заваленные обломками зданий. В России, где каждый год происходят то лесные пожары, то наводнения, то другие стихийные и техногенные бедствия, мобильные сервисы нового поколения окажутся буквально жизненно важными.
Видеотелефония, которую сделает возможной формат LTE, в сочетании с облачными технологиями может превратиться в настоящее повседневное чудо: так, японский оператор NTT DoCoMo уже сейчас предоставляет услуги мобильной видеотелефонии с синхронным переводом — огромная скорость пакетной передачи данных позволяет программе, расположенной на сервере, в реальном времени распознавать речь на разных языках и снабжать ее субтитрами с переводом. Это позволит общаться людям, которые до сих пор разделены языковыми различиями.
И в этом, пожалуй, заключается самая важная функция мобильных технологий: объединение. 4G-сеть свяжет всю территорию России в единое целое, организовав в рамках страны слаженную работу врачей, спасателей, бизнесменов и сделав неограниченным дружеское общение людей, удаленных друг от друга на тысячи километров.
Как знать, может быть, двухсотлетней давности мечта Пьера Безухова — объединить всех добрых людей — наконец исполнится.