Как цифра сгубила копирайт? Часть 1. Диски для записи и перезаписи

Реклама
Грандмастер

Я уже писал, какое недовольство у аудиомагнатов вызвало появление магнитофонов. Возможность неподконтрольного копирования и распространения записей било по кошельку правообладателей и производителей. Но компакт-кассеты терпели, ибо понимали, что магнитная запись не столь качественна и долговечна, как механическая запись на пластинке. С каждой перезаписью качество магнитной фонограммы неотвратимо ухудшалось. Что до виниловой пластинки, то ее в домашних условиях не нарежешь.

«Цифровая» же запись при правильном копировании оставалась неизменной (ведь код — это не механические извивы дорожки). Правда, производители первых компакт-дисков надеялись, что технология их производства вряд ли будет доступна в домашних условиях. Но тут CD-магнатам огромную свинью подложили компьютерщики…

Реклама

Наверное, не все знают, что оптический компакт-диск, в качестве носителя, компьютерщики просто позаимствовали — ведь информация на компьютере существует в виде того же двоичного кода. На компьютерах тут же появились дисководы для CD. Переломным моментом стало поступление в 1990 году на рынок первого CD-R (CD-Recordable) — так называемой «болванки» — диска однократной записи. Тут же появились и CD-рипперы — специальные программы, с помощью которых музыка с лицензионных CD-Audio загружалась в память компьютера. Теперь компакт-диски мог копировать и записывать любой обладатель компьютера с пишущим CD-приводом. Копировать и записывать без малейших потерь качества.

Что уж говорить о «пиратстве» в глобальном масштабе! Особый размах этот процесс получил в странах, где доходы населения не позволяли покупать дорогие лицензионные CD. Вспомните, как в 1995−97 гг. наши рынки были заполнены «пиратской» продукцией из Болгарии. А затем и отечественные флибустьеры подтянулись. Какое-то время это население пытались убедить, что лицензионные диски качественнее «самопальных». Постепенно эта разница стиралась, «пираты» даже стали печатать полноценные брошюры-вкладыши.

Реклама

Однако магнитная пленка не сдавалась, продолжая сохранять ведущие позиции в сфере быстрой записи и перезаписи. Пока в 1992 году Sony не выпустила особый формат компакта — минидиск (MD). Минидиск совмещал в себе как свойства оптического диска (запись при помощи лазера), так и достоинства кассеты (магнитный принцип записи и перезаписи). Луч, нагревая диск, перемагничивал его, но, в отличие от кассеты, запись оставалась устойчивой к магнитным полям при обычной температуре. И еще: при своих маленьких размерах (7×7 см.) MD мог вместить те же 74 мин. звучания, как и обычный CD (а при понижении качества записи и в 4 раза больше). Подобная вместительность достигалась за счет технологии сжатия звука ATRAC (подробнее о сжатых форматах я расскажу позже). Минидиски были очень популярны на радио и телестудиях, но в массах (из-за дороговизны, установленной Sony на лицензию) не прижились. В то время, как производство CD-R, CD-RW и их проигрывателей не было монополизировано, и их выпускали сотни фирм.

Реклама

Зато в 1997 году в продажу поступили дисководы CD-RW (CD-ReWritable) и соответствующие им диски традиционного размера. Они довольно быстро подешевели, и теперь потребитель мог перезаписывать один компакт сотни раз.

Принцип записи CD-R и CD-RW был несколько иным, чем CD-Audio. В болванке CD-R между отражающим и защитным слоем располагался слой особого органического вещества, которое под воздействием лазера меняло свою прозрачность. И если код на CD-Audio — это чередование ямок и островков, то на CD-R — чередование темных и светлых участков.

Вещество же рабочего слоя CD-RW обладает другим замечательным свойством — менять под воздействием луча свое фазовое состояние (с аморфного на кристаллическое и наоборот), в результате чего прозрачность слоя также меняется. Когда луч нагревает слой выше критической температуры — вещество переходит в аморфное состояние и остается таким и после остывания. При нагреве ниже критической точки — вещество вновь восстанавливает кристаллическое состояние. Эти особенности позволяют диск и стирать, и записывать.

Реклама

Специфика «состава» CD-R и CD-RW снижает их «гарантийный срок» по сравнению с CD-Audio. Они более чувствительны к свету и механическим толчкам, поэтому их срок службы, в зависимости от условий хранения и эксплуатации, определяют от 3 до 10 лет (хотя, судя по всему, он дольше).

Прогресс в сфере оптической записи на этом не остановился. В 1995 году на рынке появился новый формат — DVD, призванный воскресить идею создания высококачественного оптического видеоносителя. Для записи и считывания информации в DVD-приводах использовался лазер с меньшей, чем в CD-приводах, длиной волны. В результате достигалось более точное (а следовательно и качественное) воспроизведение.

Реклама

Сам же диск из-за более узкой нарезки дорожек стал обладать внушительной емкостью. На одну сторону стандартного DVD можно было записать до 4,7 гигабайт информации (в 7 раз больше, чем на CD). Компьютерщики восхищенно цокнули языком и тут же обзавелись DVD-приводами. А сами DVD снова стали использовать как универсальный носитель «цифровой» информации. Стоит ли говорить, что тут же появились DVD-R и DVD-RW…

Не успел потребитель привыкнуть к DVD, как появился очередной оптический носительBlu-ray Disc («Диск синего луча»), где для записи используется лазер с еще меньшей длиной волны, чем в DVD (его частота находится в «синем спектре», а не в «красном», откуда и название). В результате на один диск «синего луча» можно записать 50 гигабайт информации. Так, что, дорогие мои современники, покой нам только снится…

Реклама

Вскоре пришел конец и последнему оплоту магнитной пленки — кассетным диктофонам. Компакт-кассеты сменил другой замечательный универсальный «цифровой» носитель — так называемая flash-память. В среде меломанов популярность «флэшек» оказалась неразрывно связана с распространением так называемых «сжатых» аудиоформатов, наиболее известным из которых, безусловно, является mp3. Именно mp3 вкупе с Интернетом нанес самый страшный удар по кошельку аудиомагнатов и вновь показал насущность нового подхода к проблеме свободы распространения информации и авторских прав.

Реклама