Увы, с тех пор, как британский премьер изрек бессмертные слова, прошло немало времени, и фигуральная вода, в которой водятся пресноводные, успела порядком помутнеть. На сегодняшний день информации в мире стало так много, что скорее уж миром владеет тот, кто владеет дезинформацией. А все остальные вынуждены бороться с информационными вирусами самостоятельно.
Когда эксперты заявляют, что количество информации с каждым годом растет, они, как правило, не вдаются в детализацию. В противном случае обыватель уже давно бы знал, что в мире ежегодно выходит 100 тысяч журналов на 60 языках, 5 миллиардов научных книг и статей, 250 тысяч диссертаций и отчетов. С 1950 года информация удваивается каждые 10 лет, с 1970-го — каждые 5, с 1990-го — ежегодно.
Не последнюю роль в этих процессах сыграл Интернет. Разработки принципиально нового способа связи, позволяющего мгновенно обмениваться любого рода информацией, велись в 70-е годы прошлого века и в СССР, и в США. Но именно сеть, разработанная Пентагоном, разрослась до масштабов, охвативших всю планету. На сегодняшний день ей пользуется порядка 57 миллионов россиян, и с каждым годом их количество увеличивается. Так только за прошлый год рост российской интернет-аудитории составил 22%.
К сожалению, практически сразу из средства общения и передачи информации Интернет успел превратиться еще и в способ манипуляции общественным мнением. Учитывая высокую вовлеченность людей в социальные сети и их доверие к тем людям, с которыми они общаются через Сеть, несложно понять, почему информационные вбросы через Интернет так эффективны.
…В конце мая 2007 года юг России всколыхнула волна слухов о том, что на Волгодонской АЭС в Ростовской области произошел взрыв реактора с образованием радиоактивного облака. Главным средством распространения слухов стал Интернет. Местные жители обрывали телефоны МЧС, массово скупали йод в аптеках или вовсе пытались уехать куда-нибудь подальше.
По мнению экспертов, в нагнетании слухов могли быть заинтересованы противники строительства новых атомных станций. Они-то и использовали блоги и форумы как канал лавинообразного распространения болевой информации.
…10 января 2011 года небезызвестный Сергей Мавроди в своем видеообращении, выложенном в Интернете, объявил о начале нового проекта «МММ-2011», пообещав вкладчикам ежемесячную прибыль в 20%. Эта новость всколыхнула не только блогосферу, но и власти. Таганрогский городской суд даже предписал интернет-провайдерам запретить пользователям доступ к сайту Мавроди. Однако вскоре в СМИ появилась информация о том, что информация об МММ была всего лишь пиар-акцией, рассчитанной на рекламу фильма «Пирамида», который вышел в апреле 2011 года.
Первая волна слухов началась с публикации, появившейся на малоизвестном сайте еще в ноябре 2010 года. В статье сообщалось, что Госдума приняла закон о переводе больниц, школ и детсадов с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Здесь же говорилось, что с 1 сентября 2011 года бесплатными останутся только несколько базовых предметов: русский язык, английский язык, математика, история и физкультура.
По наблюдениям Тины Канделаки, сообщения однотипного характера появлялись в первую очередь в социальной сети «ВКонтакте» с периодичностью раз в 5−6 минут. Все они сопровождались просьбами рассказать новость друзьям или помочь распространить информацию. При этом периодичность появления сообщений со ссылками на неподтвержденные источники не оставляет сомнений в том, что нагнетание происходило искусственным образом.
Кто-то может возразить, что передача информационного вируса не наносит интернет-пользователю вреда. Но, перефразируя классика, не стоит забывать, что если воздух нагнетают, значит, это кому-нибудь нужно. Кроме того, массовое заблуждение даже в самой узкой сфере может привести к самым губительным последствиям. Так в начале 90-х годов россияне, не до конца разобравшись, в чем смысл ваучеров, продавали их за бесценок спекулянтам вместо того, чтобы сохранить выданные им акции.
Резюмируя вышесказанное, не могу не согласиться с одним деканом факультета журналистики, который любил говаривать первокурсникам: «Если ваша мама говорит вам, что любит вас, — проверьте это». Этот принцип (относящийся, разумеется, не к отношениям с родственниками, а ко всем, казалось бы, очевидным фактам) необходимо соблюдать каждому уважающему себя интернет-пользователю.
Помните, что информация без ссылок на авторитетные источники, как правило, оказывается недостоверной. А наличие этих ссылок в тексте требует их тщательной проверки. Только так вы не станете жертвой заблуждения.