Говорят, именно это оружие было прототипом знаменитого автомата Калашникова и не менее известной бельгийской штурмовой винтовки FN FAL.
Говорят, именно на этом оружии уже было штатное место для подствольного гранатомёта, оптического прицела и другого «обвеса».
Говорят, именно с этого оружия в современном военном лексиконе появились термины «штурмовая винтовка» и «промежуточный патрон».
И всё это — чистая правда!
История создания этого оружия началась ещё до Второй мировой войны с… разработки в 30-х годах 20-го века «промежуточного патрона» 7.92×33 мм (7.92 mm Kurz). Этот патрон был промежуточным по мощности между пистолетным (9×19 mm «parabellum») и винтовочным (7,92×57 mm для карабина Mauser-98K).
Данный патрон разрабатывался не по заказу военного ведомства, а в инициативном порядке немецкой оружейной фирмой Полте (Polte). В 1942 году немецким управлением вооружений HWaA, заказ на разработку оружия под этот патрон передан двум немецким фирмам — Хенель (C.G. Haenel) и Вальтер (Karl Walther).
В результате было создано автоматическое оружие, получившие название MaschinenKarabiner (автоматический карабин). Образец, созданный фирмой Вальтер, обозначался MKb.42(W), образец фирмы Хенель, соответственно, Mkb.42(H).
По результатам испытаний было решено развивать конструкцию фирмы Хенель, разработкой которой руководил легендарный немецкий оружейник Хуго Шмайсер, в неё внесли существенные изменения, например, конструкция ударно-спускового механизма была взята с образца фирмы Вальтер.
Далее разработка автоматического карабина продолжалась под литерой MP 43. Изменение названия на MaschinenPistole (в дословном переводе пистолет-пулемёт), связано с тем, что Адольф Гитлер категорически возражал против массового производства автоматических вооружений, мотивируя это тем, что тогда миллионы винтовочных патронов на складах так и не будут использованы. Даже демонстрация возможностей автоматического карабина не изменила негативного отношения фюрера к новым образцам автоматического оружия. Дальнейшая разработка этого оружия велась втайне от фюрера, под личным наблюдением рейсхминистра вооружений Альберта Шпеера.
И всё же новое оружие было жизненно необходимо. Огневая мощь немецкой пехоты к середине войны постепенно оказывается существенно ниже огневой мощи советской пехоты, вооруженной в основном пистолетом-пулемётом ППШ. Это, в свою очередь, требовало либо производства огромного количества ручных пулемётов, которые были громоздки и неудобны, либо начать массовое производство автоматических карабинов, эффективная дальность стрельбы которых составляла до 500 м (у ППШ до 150 м.)
Отношение фюрера и всего верховного руководства Третьего рейха к новому оружию резко изменилось, и в начале 1944 г. начинается массовый выпуск нового образца оружия под наименованием MP 44. Этим оружием в первую очередь оснащались элитные части немецкой армии. Одновременно усовершенствуется и боеприпас: патрон образца 1943 г. «Pistolen-Part. 43 m. E» был уже очень похож на современный автоматный патрон со стальным сердечником в пуле. В октябре 1944 г. образец получил окончательное (выбрано было лично фюрером) обозначение StG.44 (Sturmgewehr 44, «штурмовая винтовка обр. 1944 г.»). Название «штурмовая винтовка» настолько «прилипло» к данному виду стрелкового оружия, что всё стрелковое оружие с аналогичными показателями сегодня называют штурмовыми винтовками.
Stg.44 (штурмовая винтовка обр. 1944 г.)
Автоматический карабин Stg.44 представлял собой индивидуальное стрелковое оружие, построенное на основе автоматики с газовым двигателем с длинным ходом расположенного над стволом газового поршня. Запирание ствола осуществлялось при помощи перекоса затвора вниз, за вкладыш в ствольной коробке. Ствольная коробка состоит из стального листа, штампованный блок УСМ вместе с пистолетной рукояткой присоединен к ствольной коробке и складывается вперед-вниз при неполной разборке. Приклад деревянный, крепится к ствольной коробке и при разборке снимается. Внутри приклада располагается возвратная пружина. Хотя я видел фотографии и со складывающимся прикладом, но описания такой модели не нашел.
Ударно-спусковой механизм позволяет вести одиночный и автоматический огонь. Прицел секторный, предохранитель и переводчик режимов огня независимые, рукоятка затвора расположена слева и при стрельбе двигается вместе с затворной рамой. На дульной части ствола выполнена резьба для крепления винтовочного гранатомета, а также Stg.44 могла комплектоваться специальным кривоствольным устройством Krummlauf Vorsatz J, предназначенным для стрельбы из танков, окопов или иных укрытий.
Тактико-технические характеристики
Калибр: 7,92×33 (7,92 mm Kurz).
Длина оружия: 940 мм.
Длина ствола: 419 мм.
Масса: без патронов 4,1 кг, с полным магазином на 30 патронов 5.22 кг.
Темп стрельбы: 500 выстр./мин.
Емкость магазина: 15, 20, 30 патронов.
Начальная скорость пули: 650 м/с.
Достоинства. Эффективная дальность стрельбы Stg.44: очередями до 300 м, одиночными выстрелами до 600 м, что более чем в два раза выше, чем у советского пистолета-пулемёта ППШ. Специально для снайперов была создана автоматическая винтовка МР-43/1 (позволявшая вести прицельную стрельбу до 800 метров), с фрезерованным креплением для установки четырёхкратного оптического прицела или ночного инфракрасного прицела ZG.1229 «Вампир». Отдача при стрельбе почти в два раза ниже, чем у карабина Mauser-98K, что повышало комфортность и точность стрельбы.
Недостатки. Прежде всего, большая масса, почти на килограмм больше карабина Mauser-98K. Приклад часто ломался в рукопашном бою. Пламя, вырывающееся из ствола при стрельбе, сильно демаскировало стрелка. Высокие прицельные приспособления и длинный магазин заставляли при стрельбе лёжа высоко поднимать голову, что существенно увеличивало профиль стрелка. Чтобы уменьшить высоту оружия, в конце войны производились магазины на 15 и 20 патронов.
За всё время Второй мировой войны было выпущено более 400 000 автоматических карабинов MP43, MP 44, Stg.44.
Автомат был желанным трофеем как у советских войск, так и у западных союзников. Есть документальные подтверждения использования данного оружия советскими солдатами при штурме Берлина.
После войны автоматы Stg.44 использовались в полиции ГДР и армии Чехословакии. В Югославии они продержались на вооружении воздушно-десантных войск до 1970-х годов.
И это ещё не всё! Штурмовая винтовка конструкции Хуго Шмайсера оказала большое влияние на развитие послевоенных образцов стрелкового оружия. Так, конструкция автомата Калашникова и бельгийской штурмовой винтовки FN FAL были, если не «слизаны», то сделаны по схеме, очень похожей на Stg.44. Современный американский автоматический карабин M4 по габаритам, боеприпасу и области применения тоже очень близок к «штурмгеверу» Stg.44.
Естественно, такое своеобразное оружие вдохновляло и до сих пор продолжает вдохновлять кинорежиссёров, дизайнеров, разработчиков компьютерных игр, производителей игрушек и моделей оружия.
Американский телеканал «Милитари», составивший рейтинг десяти лучших винтовок 20 века, отвёл штурмовой винтовке Stg.44 почётное девятое место. С его объективностью спорить трудно, первое место в этом рейтинге занимает русский автомат Калашникова.