Велосипед (из фр. vélocipède, от лат. velox — быстрый и pedes — ноги) — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали. (Википедия)
А где важнее всего быстрые ноги, как не на войне? Где от быстроты зависит не только результат, но и сама человеческая жизнь?
Самая длинная история использования велосипеда в качестве штатной военной техники — в армии США (с 1889 года по наше время), в Швеции велик сняли с «вооружения» лишь в 2001 году, в Швейцарии — в 2003.
Итак, немного истории. Как средство связи — передачи приказов между пехотными подразделениями — впервые применила велосипедистов французская армия на маневрах 1886 года. В качестве боевой техники (для транспортировки людей и грузов) первыми применили велосипед американские солдаты во время Испано-американской войны на Кубе в 1889 году. Далее их примеру последовали англичане, создав во время англо-бурской войны (1889−1902) регулярные велоподразделения.
Велосипед обладает определенными преимуществами перед лошадью, которая в те времена была основной «военной техникой».
1. Велик не требует корма и воды (а также бензина и всякого масла, как например, мотоцикл или автомобиль).
2. Его легко перенести на себе, просто «на горбу».
3. Велик бездушен, «не боится» выстрелов и разрывов снарядов.
4. Не издает посторонних звуков.
5. Прост в эксплуатации — просто сел и поехал.
Первым применением велосипеда в войсках была связь. Приказы, распоряжения, пакеты и письма в те времена, когда ещё не было радиосвязи. Совсем не было. Далее велосипед стали применять для разведки, подвоза продуктов, медикаментов и боеприпасов, вывоза раненых с поля боя, транспортировки вооружения по разбитым дорогам или вообще бездорожью. Именно в те годы были разработаны несколько конструкций боевых велосипедов.
Первым конструкцию боевого складного велосипеда разработал капитан французской гвардии по фамилии Жерар. Фирма Peugeot (Пежо), выпустившая данный велосипед, так и назвала его — «капитан Жерар». Конструкция получилась настолько удачной, что использовалась во французской армии несколько десятилетий. Поставлялся такой велосипед и в русскую императорскую армию. Велосипед переносился в сложенном состоянии на спине как армейский ранец, при этом боец мог вести огонь из любого оружия и вести стрельбу не только стоя, но и с колена и лёжа. В случае необходимости велосипед доставался из ранца, собирался и на хорошей дороге развивал скорость до 30 км в час.
В Российской императорской армии самостоятельная велосипедная команда была создана в 1897 году. С 1916 году заводы в Москве и Харькове производили армейские складные велосипеды под названием «Дукс Боевой».
После Первой мировой войны велоподразделения существовали во всех основных армиях мира. А вот к началу Второй мировой войны в Советском Союзе от них отказались как от «неперспективных». А зря! Вторая мировая подтвердила высокую эффективность парашютных, разведывательных и пехотных подразделений, оснащённых «боевыми» велосипедами.
Несколько исторических фактов.
Во время осады Сингапура японской армией 20 000 (двадцать тысяч!) велосипедистов по джунглям, считавшимся до этого непроходимыми, зашли в тыл английскому гарнизону и после недолгой осады вынудили сдать город без боя.
Во время захвата немцами Моонзундского архипелага на Балтике решающую роль сыграли немецкие велосипедисты-самокатчики: они настолько быстро захватили мосты и дамбы, соединяющие острова, что гарнизоны островных фортов не смогли получить подкрепление и были уничтожены.
В 1942 году в ночь с 27 на 28 февраля примерно в 20 километрах от новейшей немецкой радиолокационной станции была выброшена группа английских парашютистов, которые на велосипедах доехали до станции, перебили охрану, и, забрав секретные компоненты РЛС, незаметно преодолели 12 км до побережья, где их ждала подводная лодка.
Во время войны немецкая армия проводила конфискацию велосипедов во всех оккупированных странах. Больше всего от этой «реквизиции» пострадала Голландия.
Мобильные велосипедные подразделения немецкой армии имели на вооружении ручное стрелковое оружие, пулеметы, минометы, гранаты. Оружие, боеприпасы и амуниция крепились к раме специальными кронштейнами, часть амуниции перевозилась на подрамных и задних багажниках, шинель-скатка и каска крепилась к рулю.
В конце войны, особенно при обороне Берлина, велосипед применялся как… противотанковое орудие. На раму крепилось два фауст-патрона, в седло сажался солдат-камикадзе (обычно подросток из гитлерюгенда,) и посылался туда, где шли русские танки. Ущерб, причинённый такими «велоснарядами» советской бронетехнике, был довольно значительным.
После Второй мировой войны велосипед служил во многих армиях ещё довольно долго, но прогресс моторизированной и автотехники постепенно свёл на нет все его преимущества.
Но не совсем…
После длительного перерыва в начале 90-х годов (после операции «Буря в пустыне») американское командование приняло решение оснастить велосипедами подразделения морской пехоты и парашютные десантно-штурмовые группы. Самые что ни на есть воюющие подразделения, которым жизненно необходимы как скрытность, так и скорость передвижения по труднопроходимой местности. Для морпехов был сконструирован велик на электрическом ходу с педальной зарядкой (сел аккумулятор — едешь на педалях), а для десантников просто складной велосипед.
Такую военную технику сегодня производит для американской армии фирма Montague. Сам велосипед называется Montague Paratrooper (trooper — наёмный солдат французкой армии). Поставляется в войска с 1997 года. Последняя версия Paratrooper — это 24-скоростной складной горный велосипед, способный нести на себе 227 кг груза. Переводится из сложенного положения в транспортное и наоборот менее чем за 30 секунд без какого-либо инструмента.
Сделан Paratrooper из авиационного дюралюминия и покрыт пятислойным антикоррозийным покрытием. Защищен от всяких атмосферных и механических воздействий внешней среды. Легко складывается в ранец-кофр, который можно скидывать на парашюте отдельно или прикреплять к воину-десантнику.
Кроме солдат-парашютистов, этим велосипедом заинтересовались морская полиция, которая оснащает такими велобайками патрульные катера. Выпускается и гражданская версия, которую ценят за компактность, простоту и прочность. Её удобно возить в лифте, багажнике автомобиля и даже, если понадобится, переносить на себе.
Вот таков сегодня боевой велосипед, помогающий эффективно решать самые сложные боевые задачи.
Просто велосипед.
Как говорится, мал золотник, да дорог. И пока его не может заменить никакая даже супер-пупер военная техника.