Но как же все-таки и Кемпелену, а затем и его преемнику Мельцелю, купившему Механического Турка, удавалось обманывать весь мир столь долгое время? И давайте уже определимся, что это было — гениальное изобретение или гениальная афера? Вот именно, что это было гениальное изобретение аферы!
Все дело в том, что все эти шестеренки, валики, рычажки и тяги, которые показывал Кемпелен, а после и Мельцель любопытным зрителям, было не что иное, как ширма. А за этой ширмой скрывался… человек. И не просто человек, а настоящий шахматист! Он сидел внутри этого стола и управлял Турком при помощи хитрых приспособлений. Неизвестно, как он наблюдал за ходом партии, ведь смотреть на шахматную доску снизу вверх весьма неудобно — тут нужно быть воистину хорошим шахматистом. Каморка, где располагался шахматист, была очень тесной, но позволяла без труда управлять Турком, к тому же при надобности она освещалась при помощи свеч. В таких случаях Турок начинал курить трубку, что тоже весьма удивляло народ — Кемпелен придумал весьма оригинальный способ отвода дыма.
С кем из шахматистов договаривался Кемпелен, история умалчивает. Очевидно, что это были прекрасные игроки, которые по той или иной причине соглашались играть анонимно, получая за это определенную плату. Скорее всего, они составляли договор, возможно, закрепленный на бумаге, по которому игроку запрещалось предавать гласности секрет Турка. Люди эти остались честными до конца — никто и никогда не узнает их имен. Вполне возможно, что человек был всего один — ведь если люди договариваются и обоюдно соблюдают все правила, то союз может быть крепким и долгим.
Что касается Мельцеля, то известно, что на него работал не один шахматист, а целая плеяда — французские игроки Александр, Бонкур, Вейле и Муре, английские Хиннеман и Уильямс, немец Шлумбергер, а также Льюис, благодаря которому мы все и узнали о том, что история с Турком является аферой.
Мельцель умер в 1838 году, после того как объездил с Турком весь мир. Умер он в одиночестве и скорби. Все произошло оттого, что от болезни скончался его последний помощник, шахматист Шлумбергер, с которым они работали последние десять лет. За это время они подружились, и Мельцель полюбил Шлумбергера как сына. Все закончилось. Турок был перекуплен почти за бесценок и некоторое время забавлял людей, потом его отдали в Филадельфийский музей, где он благополучно и погиб во время пожара 1854 году.
Льюис после смерти Мельцеля написал книгу о том, как именно происходили шахматные сражения. Ещё в 1832 году он издал сборник собственных партий, в котором фамилий своих противников он не указал. Это были те партии, в которых он участвовал, управляя Турком.
И лишь тридцать лет спустя в книге мемуаров Льюис признался в том, что одним из воплощений Турка был именно он. Он подробно описал свою работу с Мельцелем, а также и сотрудничество с ним других шахматистов, тех, о которых Льюису было известно. Так и была раскрыта эта великая афера.