Бедные затюканные роботы, которые, кстати, в пьесе умели размышлять и переживать, как настоящие люди, не выдержали гнета поработителей, их же и создавших, и восстали против несправедливости. Со временем сказки о бунте машин приняли несколько иные оттенки, и в книгах фантастов, последователей Чапека, роботы уже не являются забитым классом батраков, они превратились в ужасных и страшных врагов человечества. Один из самых ярких примеров этому — серия фильмов «Терминатор».
Люди всегда мечтали о таких вот помощниках, о механических рабах, которые будут делать за них всю грязную работу. Но часто романтики от науки не думали об этом, а просто экспериментировали, придумывали новые вещи, которыми можно удивить мир.
Одной из первых попыток сконструировать робота считаются наработки несравненного Леонардо Да Винчи. В пятидесятых годах двадцатого века были найдены чертежи механического рыцаря, который по идее должен был уметь двигать руками, ногами, поворачивать голову и открывать забрало. По замыслам изобретателя руками управляло механическое программируемое устройство, расположенное в груди (возможно, это нечто схожее с механическим компьютером Чарлза Бэббиджа). При помощи рукоятки, которая тянула тонкий тросик, связанный с ногами, рыцарь двигал нижними конечностями.
Неизвестно, пытался ли создать мастер своего андроида, или же только нарисовал его на бумаге. Скорее всего, он его сделал, но возможно, что его робот работал не так, как рассчитывал Леонардо. В любом случае до наших дней дошли только эскизы.
Зато о механическом льве, изобретенном неугомонным Леонардо да Винчи при вступлении на трон Франциска I, нам известно доподлинно. Лев мог пройти несколько шагов и, остановившись (естественно, перед королём), открывал в своем боку дверцу — и из его чрева вываливались прекрасные лилии. В 1500 году Микеланджело Буонарроти в буклете, изданном во Флоренции, упоминает об этом льве. Само устройство, как и механический рыцарь, кануло в лету, остались только его описания.
В наши дни во Франции Ренато Боаретто создал механического льва по сохранившимся рисункам прошлых лет. Конечно, сегодняшние технологии упростили мастеру работу над шагающим львом, да и сделан робот при помощи современных материалов, но надо сказать, что получился он весьма средневековым по внешнему виду. Он очень похож на резную скульптуру, какие раньше делали мастера по дереву. Лев поворачивает голову в разные стороны, открывает и закрывает пасть, двигает хвостом и прогуливается по выставочному залу, где он и живет — в музее, на месте последнего жилища великого Леонардо, в замке Кло-Люсе. Выглядит он весьма впечатляюще — ведь зверь выполнен в натуральную величину.
Не знаю, сколько ещё принесет нам открытий этот неугомонный Леонардо. Уверен, что ещё не все его чертежи дошли до нас, может быть, кое-какие ещё ждут своего часа.