А потом ругать японцев. Хотя почти на любой вопрос, касающийся непосредственно процесса съемки данной камерой, можно ответить сакраментальной фразой: «Reed the fucking manual!» (и воистину так!). Многие проблемы помогут решить на очень доброжелательных форумах вышеупомянутого фото-клуба и на
Но как спрашивать, если не знаешь, о чем? У мало-мальски любознательного пользователя, взявшего в руки красивый предмет с объективом спереди и экраном сзади, первый вопрос: «А эта фигня зачем?»
Инструкции к цифровым камерам составлены удивительным образом: супер-подробно разжевываются мельчайшие нюансы и детали обращения с камерой, всё множество дополнительных функций, а вот зачем эти функции и где их применять — догадывайся сам!
Мало кто из нормальных покупателей бытовой фототехники полезет в спецлитературу или в Интернет за разъяснениями. В результате — съемка на полном автомате, в крайнем случае — с использованием сюжетных программ.
А замечательные возможности камеры остаются «за кадром». За что тогда платили?
Баланс белого
В отличие от пленочной камеры, цифровику надо указывать, что считать белым. Исходя из этого указания, камера строит всю цветопередачу. У некоторых моделей автомат справляется сам достаточно неплохо, но в большинстве случаев ему нужно помогать. Зайдите в соответствующий раздел меню и, пользуясь им, установите характер освещения. Самый точный результат даст «установка по белому листу», но это не всегда возможно. Скажем, вы из затененного окна снимаете залитую солнцем улицу…
Очень хороший прием — при сложном освещении перемещаться по меню баланса белого, наблюдая за изображением на экране камеры: если оно совпало по цветам с реальностью — это и есть правильный ББ.
Брэкетинг
Поскольку камера обычно определяет экспозицию по средней освещенности поля кадра, при сложных условиях освещения (обычно имеются в виду большие перепады яркости) на снимках обнаруживаются «провалы» в светах и/или в тенях — отсутствие деталей изображения в самых светлых или темных местах картинки, что есть брак.
В режиме «брэкетинга» камера автоматически отрабатывает один кадр с «правильной» экспозицией и еще несколько — с передержкой или недодержкой.
Остается потом выбрать самый удачный. Шаг отклонения у более-менее продвинутых камер можно задавать вручную.
Отмечу еще, что «цифра» более чувствительна к передержке, в отличие от пленки. Есть еще брэкетинг по зуму, по времени, фазе движения… Фантазия конструкторов безгранична.
Серия
Практически все цифровые камеры имеют режим «серийной съемки». После нажатия на спуск камера отщелкивает кадр за кадром непрерывно. У каждого производителя здесь свои «навороты», в которых следует внимательно разобраться, изучая инструкцию.
Иногда камера снимает с неизменными параметрами экспозиции, сложившимися на момент нажатия спусковой кнопки, иногда корректирует их при каждом следующем снимке, а в режиме «следящей резкости» еще и проверяет наводку на резкость перед каждым кадром, что весьма ценно при съемке животных, спорта
Иногда только с помощью «серии» удается получить интересный снимок. В отличие от «пленки» денег вам серия не стоит — стерли ненужное, и всё.
Приоритет диафрагмы/выдержки
Экспозиция — количество световой энергии, необходимое для получения снимка. Для данного освещения экспозиция — константа, описываемая экспозиционным числом, которое в свою очередь есть произведение выдержки на диафрагму.
Автоматически камера отрабатывает нечто среднее. Как правило, этого достаточно для обычных условий.
Но если вам позарез нужна короткая выдержка (спорт, зверики, деточки, которые носятся, как угорелые, чтоб они были здоровы) или большая, а выдержка вам безразлична (у вас штатив цены уму непостижимой) — используйте режим приоритетов, и будет вам счастье.
Экспокоррекция
Если вы снимаете в особых, но относительно неизменных условиях, экспокоррекция бывает удобнее вышеупомянутого брэкетинга. По сути — это сдвиг экспозиции в сторону передержки или недодержки.
Умение пользоваться этим режимом приходит с опытом, но общее правило предельно просто: светлый объект на темном фоне — сдвиг в сторону недодержки; темный объект на светлом фоне — в сторону передержки.
Режим «макро»
Вообще-то, он придуман для съемок всякой мелочи крупным планом, но может быть использован в ситуациях, когда вы оказались от объекта съемки на таком неудачном расстоянии, что без зума выходит слишком мелко, а в ответ на нужный вам зум камера сообщает, что не может навестись на резкость. Включайте «макро» и поражайте зрителей своим шедевром.
Дисплей
Со времен старинных деревянных камер производители не радовали фотографов таким роскошным видоискателем. Особенно удобен дисплей, который можно наклонять и поворачивать.
Роскошь, однако, коварная. Наводя камеру по дисплею, трудно обеспечить ее стабильность. При съемке на небольшом расстоянии и с очень короткой выдержкой снимок еще выйдет прилично, но выдержка больше 1/125 + наводка по дисплею = шевеленка с гарантией.
Оптический стабилизатор (если он есть) поможет. Об «электронном стабилизаторе» промолчим, дабы не осквернять уста. Неподвижность камеры в момент спуска затвора — залог четкого снимка. Поэтому, если есть оптический или электронный (у псевдозеркалок) видоискатель, используйте его непременно. Прижимая камеру к лицу, вы тем самым придаете ей дополнительную устойчивость.
Если вам приходилось стрелять, вы знаете, что стрельба с упора — залог попадания. Правила меткой стрельбы полностью применимы к фотосъемке любой техникой. Особенно это важно для тех моделей цифровых камер, где производитель в угоду моде ставит большой дисплей, не оставляющий места ничему другому.
Еще один хороший способ обмануть шевеленку — снимать с автоспуском. Задержки в две секунды после спуска вполне достаточно, чтобы камера успокоилась после нечаянно резкого нажатия на кнопку.
Вспышка
Все фотокамеры снабжены встроенной вспышкой, а некоторые еще «горячим башмаком» для подключения внешней вспышки.
Наличие этого устройства создает иллюзию свободы от внешнего освещения. Увы, это не так. Дальнобойность встроенной вспышки невелика — 3−5 метров, поэтому за пределами этой дистанции она бесполезна, а в пределах оной создает массу проблем. Но в безвыходной ситуации и она полезна. Хорошо выручает при съемках при контровом (источник позади объекта) и очень контрастном солнечном освещении.
Пара полезных программ
Дигитальная камера — это, по сути, компьютер с объективом. Её кадры — графические файлы. Если печатая с пленки, вы колдовали с реактивами и увеличителем в душной темноте, доводя изображение до нужной кондиции, а домочадцев — до исступления, то компьютерную графику вы доводите до ума в полнейшем комфорте и без помех для окружающих.
Фотошоп — великий и всесильный — нужен далеко не всем и не всегда. Это программа для «профи» и любителей с амбициями. Для простой коррекции — яркость/контраст, кадрирование, некоторые популярные эффекты
Программа изначально бесплатна, невелика по объему и очень понятна любому, даже неподготовленному пользователю. Она же — великолепная «смотрелка»: когда вам надо просмотреть множество «тяжелых» графических файлов, она просто незаменима. Виндовской стандартной Picture and Fax Viewer до неё — как хромой собаке до арабского скакуна.
Особая ценность Ирфана в том, что он спокойно читает формат RAW для любой камеры и одним кликом перекодирует в любой, нужный вам.
Если вы пересылаете свои фото по «мылу», перед вами во весь рост встает проблема «ресайза»: пересылать файлы с полным разрешением и весом в мегабайты — мука адовая, не нужная ни вам, ни вашему адресату. 800 Х 600; 150−250 килобайт и около того — идеально для электронной почты. Irfan Viewer отлично справляется с этой задачей.
Очень хороша Picasa. Это идеальная программа для наведения порядка среди картинок в компьютере и создания альбомов. Но русского интерфейса у нее нет.
Буду счастлив, если эти любительские заметки помогут пополнить славные ряды цифровых фотографов — людей, безусловно, милых и симпатичных.