Везде GPS-навигаторы! А где наш, родной ГЛОНАСС-навигатор?

Реклама
Профессионал

Да, как-то уже приелось словосочетание GPS-навигатор. Ими пользуются путешественники, автомобилисты, туристы…

Принцип определения местоположения на планете с помощью GPS и ГЛОНАСС мы уже рассмотрели в предыдущей статье, теперь попробуем выяснить, почему GPS так популярна, а вот с ГЛОНАСС пока что возникают трудности.

Первое, с чем можно столкнуться, — это отсутствие оборудования. Но не того, что мы видим в магазинах в пластиковых и металлических корпусах. Речь идет про «начинку» — то, что внутри.

Базовый компонент — микросхема, чип, который обрабатывает сигналы со спутников и преображает их в координаты. Однако если ГЛОНАСС только недавно пережил второе рождение и начал развиваться, то GPS уже давно и успешно работает. Потому микросхемы для работы с сигналами GPS выпускает уже множество производителей, технологии ушли вперед и все производство отработано.

Реклама

А для ГЛОНАСС микросхемы разрабатывает и производит всего три конструкторских бюро (для справки — КБ «Навис», Ижевский радиозавод и КБ «Геостар»). Если сравним базовый модуль для работы с ГЛОНАСС с аналогичным GPS — первый размером со спичечный коробок, второй чуть больше ноготка на вашем мизинце, а то, может, и меньше.

Есть, конечно, инженерные образцы для ГЛОНАСС, где размеры сравнимы с такими же GPS, но это всего лишь инженерные образцы, в серийное производство они выйдут эдак году к 2012, по заявлению разработчиков.

Давайте снова чуть окунемся в историю. Ну, не так глубоко, мы даже не перешагнем предел XXI века — в 2004—2005 годах чипы GPS были выпущены размером… тоже в спичечный коробок! Однако тогда это было достижением! То есть микросхемы для ГЛОНАСС отстали всего на каких-то 5−6 лет! Примерно тогда и начали появляться на базе GPS первые носимые трекеры, навигаторы

Реклама
и т. д. Нетрудно предположить, что скоро появится оборудование и с поддержкой ГЛОНАСС. Хотя нет, уже появилось. Если заглянуть в поисковики, можно найти «первых ласточек», первые носимые ГЛОНАСС-навигаторы.

Что вам сразу бросится в глаза при изучении, так это размер и вес: ГЛОНАСС — устройства значительно тяжелее и крупнее (не, ну если вы будете с ним в бой идти, тогда, может, и нужен тяжелее, а в повседневной жизни надо бы полегче). Вот как сказывается отставание в технологиях!

Конечно, наши технологии развиваются, скоро и на нашей улице будет праздник, будут легкие и небольшие «девайсы» и «гаджеты», будут и модули размером меньше ноготка, по крайней мере — наша промышленность и наши исследователи активно к этому стремятся. Здесь вопрос ведь не только в технологиях, но еще и в конкуренции (не дает нам спать спокойно американский GPS), в возможности выбора и сравнительной независимости от «монополиста».

Реклама

Что-то мы в дебри ушли… Возвращаемся к нашим вопросам!

Второе, что сдерживает развитие ГЛОНАСС-устройств, — программное и картографическое обеспечение. Часто производители устройств (точнее, даже не часто, а всегда) привязывают свои карты, свое программное обеспечение к своим устройствам, и поставить их на другое оборудование не представляется возможным (сродни мобильному телефону — не можем же мы перекинуть так называемую «прошивку» с одной модели телефона на другую). Лишь сравнительно недавно появились российские картографические компании, которые изготавливают карты для ГЛОНАСС, появились разработчики программ для навигаторов и трекеров.

Качество и подробности в картах пока что отстают от иноземных разработчиков. Но карты создавать — это непростой труд, к тому же нужны постоянные обновления, дополнения, нужно периодически проверять, изменились ли названия улиц, номера домов, расстановка дорожных знаков. (Да-да, вот такая, казалось бы, мелочь, а если вам

Реклама
навигатор предложит заехать под кирпич, думаю, вы больше им пользоваться не станете.) То же самое — и программы для навигации: необходимо, чтобы и управлять легко было, и понятно все написано, и работало без сбоев.

Ну и третье, хоть и не самое важное, но вполне весомое, — банальная нехватка модулей ГЛОНАСС. Понимаю ваше удивление и недоумение, уже слышу возражения. Да, действительно не хватает ГЛОНАССа, не завозють… Наша промышленность в данный момент может выпускать максимум 300 тысяч единиц микросхем ГЛОНАСС (не путать с трекерами!), тогда как потребность в них исчисляется миллионами. Производство растет, но недостаточно быстро. Можно построить еще цеха, но завтра чипы будут не со спичечный коробок, а со спичку размером, и все производственные мощности встанут. Ой, что-то я снова в дебри полез, прошу прощения!

И теперь сделаем небольшой вывод, ответив на вопрос — где же ГЛОНАСС?

Растет наш ГЛОНАСС, развивается, сил набирается! Раз появился первый навигатор — будет и второй, там и третий подоспеет… Технологии идут вперед, программы разрабатываются, карты составляются, производство совершенствуется.

Еще немного терпения, совсем немного!

Реклама