Как бороться с книжным пиратством?

Реклама

В чём проблема?

Пиратство становится всё более существенным фактором, тормозящим развитие книжной индустрии. Действительно, зачем читателю платить за книгу, если её можно скачать в Интернете бесплатно? А зачем писателю писать книгу, если он за неё не получит денег? Зачем издательству верстать, редактировать, корректировать, изготавливать и распространять книгу, если её не купят, т.к. все желающие читают в электронных ридерах ту же книгу, бесплатно скачанную из Интернета? А с учётом того, что ридеры и Интернет получают всё большее распространение среди читателей, становится очевидно, что книгоиздательство становится делом убыточным.

Продавать книги в электронном виде можно значительно дешевле, чем бумажные, соответственно, читателей будет больше, и, возможно, выручка тоже. Но книжный пират, заплатив за один экземпляр книги, выложит её в Сеть бесплатно, и переманит на свой сайт значительную часть потенциальных покупателей. Какой пирату в этом действии смысл — вопрос отдельный. Возможно, он действует по идейным соображениям (есть и такие), возможно — он продаёт рекламу на своём сайте. В итоге автор получит за свою книгу копейки, и ему не на что будет писать новую книгу. Увы, в таком случае новой книги скорее всего не будет, а автор займётся чем-то более прибыльным. Проиграют же при этом читатели, в том числе и те, кто честно купил свой экземпляр книги.

Реклама

Что же делать?

Я предлагаю схему торговли электронными копиями книги, при которой проблема пиратства решается раз и навсегда. Эта схема не работает для бумажных книг, но по моему глубокому убеждению, эра бумажных книг близится к своему закату. И это хорошо, ведь каждая бумажная книга — это срубленное дерево, это воздух, отравленный ЦБК, это отнятые у природы и у человечества ресурсы. Электронный ридер имеет перед бумажной книгой массу преимуществ: можно одновременно хранить тысячи книг, можно быстро искать среди них нужный фрагмент текста, он компактен, лёгок и дёшев, с учётом того, что за каждую бумажную книгу надо платить немалые деньги, а ридер покупается один раз и навсегда. Прочитанные книги пылятся на полках или их надо сдавать в библиотеку, а с ридера книгу можно стереть за пару кликов. Что касается изображений и цвета, это всё уже есть в новейших ридерах. Более того, в них можно менять шрифт и облегчить чтение слабовидящим людям. Можно придать электронному ридеру даже так любимый многими книгоманами запах типографской краски — есть специальные ароматизаторы! И шелест перелистываемых страниц можно передавать специальным звуковым файлом. Кстати, ридер позволяет кроме чтения книг рассматривать высококачественные фотографии, слушать музыку, играть в игры… И ещё электронная книга существенно дешевле бумажной: не требуется дорогостоящий процесс производства книги, не требуется бумага, обложка, типографская краска. А главное, не требуется аренда магазина, и цепь оптовиков-перекупщиков! Ведь только четверть цены книги, заплаченной читателем идёт издателю и лишь десятая часть — автору. Остальное берёт себе магазин (половину) и перекупщики (оставшуюся часть).

Реклама

В чём же суть предлагаемой мной схемы?

Начну с позиции читателя. Читатель заходит в Интернете в книжный магазин или на сайт любимого автора, и смотрит предлагаемые к продаже книги. Он может прочитать аннотацию к новой книге, отзывы читателей о других произведениях автора, рекламу книги и избранную главу из книги. Если он решает приобрести книгу, он заполняет специальный формуляр, где указывает, сколько времени он готов ждать книгу. И производит оплату. Далее он или получает свою книгу или, если книга не приходит в указанный срок, он получает назад свои деньги. С извинениями и сожалениями. И, возможно, с небольшими процентами.

С позиции писателя и издателя схема выглядит так: определяется сумма, которую автор и издатель желают выручить от продажи книги. Если продажа идёт через онлайн магазин, то учитывается и наценка магазина. Книга выставляется на продажу, а поступающие средства идут на специальный счёт в банке. Как только на счету появляется заданная сумма, книга поставляется одновременно всем подписчикам! Тем, разумеется, кто книгу дождался,

Реклама
т. е. чей срок не истёк. Кстати, на сайте можно указывать процент собранной суммы от требуемой. Покупатель будет видеть, сколько ещё средств собрать осталось. Возможно, он будет агитировать своих друзей приобрести книгу, чтобы она вышла побыстрее, или даже сам купит ради этого несколько экземпляров.

Пиратам в этом случае остаётся ждать выхода книги, до этого момента её нигде в Сети найти не будет возможно. Это лучшая защита от пиратства. Никакие другие средства не дают такой гарантии — пираты могут взломать любые препятствия — и отсканировать и подобрать пароль, но против физического отсутствия книги в Сети они бессильны. С другой стороны, такая схема даст автору и издателю лишь гарантированный доход, хотя продолжать продажи можно и после выхода книги по подписке. Но это и к лучшему, т.к. именно из-за неоправданно высоких гонораров за авторские права в последнее время такими семимильными шагами по миру идёт инфляция! Ведь продажа информации — это даже не продажа воздуха, воздух надо сжимать, хранить, перевозить, а здесь вообще ничто! Разумеется, затраты должны быть компенсированы и получена какая-то разумная доля прибыли. Но не в таких же немыслимых объёмах, как сейчас! На «Аватар» потрачено полмиллиарда, выручено — 3. Эти деньги появились ниоткуда, ничего не было произведено на них, кроме минимальных расходов по аренде кинозалов и рекламе. И они играют свою роль в раздувании финансового мыльного пузыря, который рано или поздно неизбежно лопнет!

Реклама

Схема продажи информационных продуктов по подписке ограничивает аппетиты продавцов и сдерживает инфляцию. Она делает доходы информационной индустрии более честными. Ведь чем кузнец или парикмахер хуже писателя? Но парикмахер не может продавать миллион раз однажды сделанную причёску, а кузнец не может продать сотням тысяч людей один и тот же подшипник. А писатель может. И производитель программного обеспечения может. А надо ли ему это разрешать? А справедливо ли это? Пусть они получат фиксированную прибыль, компенсируют свои расходы, и не более того. Это и предусматривает схема предложения продажи по подписке. И с пиратами бороться в этом случае уже не нужно, ведь прибыль получена, расходы компенсированы.

Можно творить дальше!

Реклама