Продавать книги в электронном виде можно значительно дешевле, чем бумажные, соответственно, читателей будет больше, и, возможно, выручка тоже. Но книжный пират, заплатив за один экземпляр книги, выложит её в Сеть бесплатно, и переманит на свой сайт значительную часть потенциальных покупателей. Какой пирату в этом действии смысл — вопрос отдельный. Возможно, он действует по идейным соображениям (есть и такие), возможно — он продаёт рекламу на своём сайте. В итоге автор получит за свою книгу копейки, и ему не на что будет писать новую книгу. Увы, в таком случае новой книги скорее всего не будет, а автор займётся чем-то более прибыльным. Проиграют же при этом читатели, в том числе и те, кто честно купил свой экземпляр книги.
Что же делать?
Я предлагаю схему торговли электронными копиями книги, при которой проблема пиратства решается раз и навсегда. Эта схема не работает для бумажных книг, но по моему глубокому убеждению, эра бумажных книг близится к своему закату. И это хорошо, ведь каждая бумажная книга — это срубленное дерево, это воздух, отравленный ЦБК, это отнятые у природы и у человечества ресурсы. Электронный ридер имеет перед бумажной книгой массу преимуществ: можно одновременно хранить тысячи книг, можно быстро искать среди них нужный фрагмент текста, он компактен, лёгок и дёшев, с учётом того, что за каждую бумажную книгу надо платить немалые деньги, а ридер покупается один раз и навсегда. Прочитанные книги пылятся на полках или их надо сдавать в библиотеку, а с ридера книгу можно стереть за пару кликов. Что касается изображений и цвета, это всё уже есть в новейших ридерах. Более того, в них можно менять шрифт и облегчить чтение слабовидящим людям. Можно придать электронному ридеру даже так любимый многими книгоманами запах типографской краски — есть специальные ароматизаторы! И шелест перелистываемых страниц можно передавать специальным звуковым файлом. Кстати, ридер позволяет кроме чтения книг рассматривать высококачественные фотографии, слушать музыку, играть в игры… И ещё электронная книга существенно дешевле бумажной: не требуется дорогостоящий процесс производства книги, не требуется бумага, обложка, типографская краска. А главное, не требуется аренда магазина, и цепь оптовиков-перекупщиков! Ведь только четверть цены книги, заплаченной читателем идёт издателю и лишь десятая часть — автору. Остальное берёт себе магазин (половину) и перекупщики (оставшуюся часть).
В чём же суть предлагаемой мной схемы?
Начну с позиции читателя. Читатель заходит в Интернете в книжный магазин или на сайт любимого автора, и смотрит предлагаемые к продаже книги. Он может прочитать аннотацию к новой книге, отзывы читателей о других произведениях автора, рекламу книги и избранную главу из книги. Если он решает приобрести книгу, он заполняет специальный формуляр, где указывает, сколько времени он готов ждать книгу. И производит оплату. Далее он или получает свою книгу или, если книга не приходит в указанный срок, он получает назад свои деньги. С извинениями и сожалениями. И, возможно, с небольшими процентами.
С позиции писателя и издателя схема выглядит так: определяется сумма, которую автор и издатель желают выручить от продажи книги. Если продажа идёт через онлайн магазин, то учитывается и наценка магазина. Книга выставляется на продажу, а поступающие средства идут на специальный счёт в банке. Как только на счету появляется заданная сумма, книга поставляется одновременно всем подписчикам! Тем, разумеется, кто книгу дождался,
Пиратам в этом случае остаётся ждать выхода книги, до этого момента её нигде в Сети найти не будет возможно. Это лучшая защита от пиратства. Никакие другие средства не дают такой гарантии — пираты могут взломать любые препятствия — и отсканировать и подобрать пароль, но против физического отсутствия книги в Сети они бессильны. С другой стороны, такая схема даст автору и издателю лишь гарантированный доход, хотя продолжать продажи можно и после выхода книги по подписке. Но это и к лучшему, т.к. именно из-за неоправданно высоких гонораров за авторские права в последнее время такими семимильными шагами по миру идёт инфляция! Ведь продажа информации — это даже не продажа воздуха, воздух надо сжимать, хранить, перевозить, а здесь вообще ничто! Разумеется, затраты должны быть компенсированы и получена какая-то разумная доля прибыли. Но не в таких же немыслимых объёмах, как сейчас! На «Аватар» потрачено полмиллиарда, выручено — 3. Эти деньги появились ниоткуда, ничего не было произведено на них, кроме минимальных расходов по аренде кинозалов и рекламе. И они играют свою роль в раздувании финансового мыльного пузыря, который рано или поздно неизбежно лопнет!
Схема продажи информационных продуктов по подписке ограничивает аппетиты продавцов и сдерживает инфляцию. Она делает доходы информационной индустрии более честными. Ведь чем кузнец или парикмахер хуже писателя? Но парикмахер не может продавать миллион раз однажды сделанную причёску, а кузнец не может продать сотням тысяч людей один и тот же подшипник. А писатель может. И производитель программного обеспечения может. А надо ли ему это разрешать? А справедливо ли это? Пусть они получат фиксированную прибыль, компенсируют свои расходы, и не более того. Это и предусматривает схема предложения продажи по подписке. И с пиратами бороться в этом случае уже не нужно, ведь прибыль получена, расходы компенсированы.
Можно творить дальше!