Начало 30-х годов — время рождения телевидения
С помощью аппаратуры, созданной во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) под руководством
В 1935 году
Оптико-механическое телевидение
Представим телепередачу тех лет. В студии от ламп накаливания температура доходит до 35 °C (без усиленного освещения невозможно осуществить преобразование «свет-сигнал»). Гигантская по размерам и неподвижная камера направлена на большое зеркало, за которым стоит ассистент режиссера и «ловит» отражение «актера». Если объектив такой камеры направить непосредственно на объект съемки, актер, даже чуть шелохнувшись, «выйдет» за кадр.
К 1934 году усилиями
В 1937 году Шмаков назначен шефом новой, основанной им же, кафедры телевидения, которой бессменно руководил вплоть до своей кончины в 1982 году. Здесь впервые осуществлены разработки по космическому и «подземному» телевидению — для исследования недр, проведены исследования вторичной эмиссии электронно-лучевых трубок различного назначения.
Новейшие исследования на кафедре продолжаются и сегодня. К примеру, заманчивой и почти фантастической представляется идея создания телевидения с запахами.
Массовое внедрение цветного телевещания
В 1965 году
Современное телевидение высокой четкости по праву является наследием знаменитого ученого. Много статей и выступлений Шмакова посвящены именно этой тематике.
Неравнодушие Шмакова
Как мудрый и честный человек, Павел Васильевич не мог оставаться равнодушным к результатам своих изобретений. Посвятив жизнь развитию, внедрению и популяризации телевидения, он часто размышлял о воздействии на людей продуктов своего наследия. Названия статей, посвященных этой теме, говорят сами за себя: «Об ответственности деятелей телевизионного вещания», «О значении телевидения в жизни людей», «Добро и зло от телевидения».
И если «ранний» Шмаков говорил о нерациональном использовании дорогого телевизионного времени, предлагая сократить длительность заставок между сюжетами, использовать в них познавательную тематику, полезную торговую рекламу, то в последней статье (1981 г.), получившей высокую оценку, он размышляет об идеологической роли телевидения, приводя слова американского коллеги:
Вслед за водородной бомбой телевидение представляет собою самую опасную вещь во всем мире.
Как это актуально сегодня…