Cупериконоскоп Павла Шмакова: был ли «папа» у советского телевидения?

Реклама
Грандмастер
«Научные открытия всегда играют две роли — позитивную и негативную. Телевидение не является исключением… В последние годы космической эры обнажился новый вид колониализма — „информационный“, тонко воздействующий на формирование духовного облика человека, его мировоззрение, психику».
© П. В. Шмаков

Павел Васильевич Шмаков (1885−1982) — заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1948), доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Государственной премии СССР (1973). Основные труды, кроме изобретения «супериконоскопа» (телевизионная передающая трубка, 1933), отмечены в области цветного и стереоскопического телевидения, факсимильной связи.

Начало 30-х годов — время рождения телевидения

С помощью аппаратуры, созданной во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) под руководством П. В. Шмакова и В. И. Архангельского, получено первое монохромное изображение на 30 строк, после чего из Москвы стартует регулярное телевизионное вещание.

В 1935 году П. В. Шмаков переезжает в Ленинград, где работает во Всесоюзном НИИ Телевидения (ВНИИТ), реализуя свое изобретение — «трубку Шмакова-Тимофеева» («супериконоскоп»). Один из первых образцов супериконоскопа хранится в фондах Центрального музея связи имени А. С. Попова.

Оптико-механическое телевидение

Представим телепередачу тех лет. В студии от ламп накаливания температура доходит до 35 °C (без усиленного освещения невозможно осуществить преобразование «свет-сигнал»). Гигантская по размерам и неподвижная камера направлена на большое зеркало, за которым стоит ассистент режиссера и «ловит» отражение «актера». Если объектив такой камеры направить непосредственно на объект съемки, актер, даже чуть шелохнувшись, «выйдет» за кадр.

Реклама

К 1934 году усилиями П. В. Шмакова разрешающая способность оптико-механического ТВ достигла 180 строк.

Реклама

В 1937 году Шмаков назначен шефом новой, основанной им же, кафедры телевидения, которой бессменно руководил вплоть до своей кончины в 1982 году. Здесь впервые осуществлены разработки по космическому и «подземному» телевидению — для исследования недр, проведены исследования вторичной эмиссии электронно-лучевых трубок различного назначения.

Новейшие исследования на кафедре продолжаются и сегодня. К примеру, заманчивой и почти фантастической представляется идея создания телевидения с запахами.

Массовое внедрение цветного телевещания

П. В. Шмаков знакомился с научными работами по развитию цветного телевидения за рубежом, посещал США, Англию, Францию и Голландию. И в конце 1950-х под его руководством завершилась опытная отечественная разработка цветного телевизионного вещания.

Реклама

В 1965 году П. В. Шмакова избрали почетным членом Международного комитета по телевидению, он возглавил советскую делегацию ученых на Международном симпозиуме по телевидению в Монтре (Швейцария), занимался прикладным применением телевизионного вещания — его использованием в медицине, промышленности, космосе.

Реклама

Современное телевидение высокой четкости по праву является наследием знаменитого ученого. Много статей и выступлений Шмакова посвящены именно этой тематике.

Неравнодушие Шмакова

Как мудрый и честный человек, Павел Васильевич не мог оставаться равнодушным к результатам своих изобретений. Посвятив жизнь развитию, внедрению и популяризации телевидения, он часто размышлял о воздействии на людей продуктов своего наследия. Названия статей, посвященных этой теме, говорят сами за себя: «Об ответственности деятелей телевизионного вещания», «О значении телевидения в жизни людей», «Добро и зло от телевидения».

И если «ранний» Шмаков говорил о нерациональном использовании дорогого телевизионного времени, предлагая сократить длительность заставок между сюжетами, использовать в них познавательную тематику, полезную торговую рекламу, то в последней статье (1981 г.), получившей высокую оценку, он размышляет об идеологической роли телевидения, приводя слова американского коллеги:

Вслед за водородной бомбой телевидение представляет собою самую опасную вещь во всем мире.

Как это актуально сегодня…

Реклама