Пользователь в недоумении — как так может быть? Ведь еще вечером он спокойно произвел нужные операции, записал результат, осталось только распечатать. Никаких сбоев не наблюдалось.
Выключил машину корректно. Не просто давил на кнопку, а нажал левой кнопкой мышки на окошко «завершить». Все это хозяин компьютера с обидой в голосе выкладывает и ждет позитивного ответа.
Такого не должно быть! Просто не может произойти! Тем более, ему сейчас надо нести шефу отчет, а распечатки нет!
Ну, что позитивного можно сказать в ответ? Пока не посмотришь машину — ничего. И что значит «не может произойти»? С техникой произойти все может, даже то, что мы не способны себе представить.
Но займемся компьютером. Прежде всего надо попробовать его включить самому. Возможно, пользователь впопыхах просто не додавил кнопку: отвлек телефонный звонок или вскипевший чайник. Кофе тоже надо попить перед работой.
Нет, не включается. Тогда приступаем к проверке питания. Вставлена ли вилка в розетку? Включен ли переходник или фильтр? Возможно, уборщица слегка зацепила провод своей шваброй. Зато вокруг стола так чисто! Часто этим и ограничивается утренний вызов. Настроение у пользователя моментально меняется. Он с пеной у рта благодарит и хвалит тебя как уникального специалиста.
Но бывает роман с продолжением. Заела кнопка или, наконец, перегорел предохранитель. Почему «наконец»? А потому что все постепенно срабатывается, и малейший сбой в питании во время включения довершает дело. Иногда приходится изымать машину у пользователя и срочно переписывать информацию с диска на запасное рабочее место. Хорошо, если заменить есть чем.
Но зачем я объясняю такие элементарные вещи? Некоторые читатели так и скажут. Тут же все понятно, даже для студентов и школьников. Не спорю. Но элементарно, когда разобрался в причине. Это — во-первых. Во-вторых, любой курс, любую науку мы начинаем постигать со школьной скамьи. Пусть мы уже не сидим за партой, но первые уроки удивительно просты. Это основа для дальнейших знаний.
Поэтому я кое-что добавлю к предыдущей ситуации, а потом усложню задачу. При проверке питания как системного блока, так и монитора желательно не просто подергать провод, а аккуратно вынуть его из разъема и вставить снова. Бывает, что простое прижатие не возобновляет контакта.
А теперь следующая ступенька. И с разъемами, и с предохранителями все нормально. Машина загрузилась. Но что-то начинает «глючить». То программа снимается, то к серверу невозможно подключиться, то вывод на сетевой принтер отсутствует.
Каждый «глюк» надо рассмотреть отдельно. Возможно, компьютер загрузился раньше сервера, а теперь не воспринимает его ресурсы. Возможно, отсутствует сеть. А куда она делась? Да та же уборщица могла задеть его веником. И вы сами тоже могли нечаянно потревожить проводок.
Но прежде, чем разбираться, необходимо перезагрузиться. Очень вероятно, что проблемы уйдут все разом. Надо взять за правило: любое разбирательство с плохо работающей машиной надо начинать с перезагрузки! И приучить к этому ваших подопечных.
Загрузка в итоге прошла успешно, и все нормально работает. Но требуется установить новое программное обеспечение. Диск лицензионный, на все вопросы ответы даны, и никто не убедит, что неправильно. Инсталляция на завершающем этапе поздравляет вас и желает успеха. Но вот успеха как раз и нет. Что-то не идет, не увязано между собой. В соответствии с предыдущими рекомендациями пробуешь перезагрузиться. Ноль эффекта. Что делать? Лезть в глубину настроек? Где и что искать?
Существует такое понятие — «криво установилась». Это может относиться как к любой программе, так и к самой системе. И эту «кривость» ничем не поборешь, как ни стараешься. Лучше и не пытаться. Пока не поздно, пока программный продукт не обзавелся введенной в него информацией, лучше его переустановить. Это бывает гораздо проще, чем искать иголку в стоге сена. И не надо ломать голову, почему так произошло. Голова пригодится для другого.
А теперь окинем взглядом хорошо работающий комплекс. И компьютеры в норме, и сеть не подводит, и пальцы твои не ошибаются. Идиллия длится на протяжении многих дней и даже недель. Но… Что за ерунда происходит иногда с нами самими при отлично работающей технике?
В один прекрасный день ты приходишь на работу, и все идет как-то навыворот. В эксплуатируемой программе неожиданно выявляется ошибка. Пока разбираешься, потерялась информация в базе. К ней нет доступа, и пользователь готов чуть ли не повеситься. А тут еще звонок от заказчика и получасовая беседа о том, что ему надо еще сделать. Ты разрываешься, за что не примешься — все заваливается. Тебе не везет. Это не твой день. Ты явно встал не с той ноги. В такие моменты обычно выпрыгивают наружу многие недочеты прошлого, о которых все уже забыли.
Постепенно пожар тушится. Выявляется, что не ошибка в программе, а пользователь нестандартно ввел информацию, и интерфейс для такого формата просто не предусмотрен. Доступ к разделу базы закрылся по вине новенькой сотрудницы, которая в оформлении накладной перепутала последовательность. Заказчик половину претензий отзывает, вторую высказывает помягче, и телефонный разговор в заключение превращается почти в дружескую беседу. В голову приходит ясное понимание, почему у тебя все остальное завалилось. Ты снова чувствуешь себя уверенным профессионалом.
Бывают моменты, когда высококвалифицированные программисты испытывают на себе подобный водопад невезения. Это как вирус, который подхватил — и не знаешь, когда избавишься. Одна неувязка цепляется за другую. Заказчики, того и гляди, начнут сомневаться в твоей компетентности. Да какие там заказчики! Ты и уже и сам себе не веришь! Неужели потерял навык, расплескал опыт и ничего не можешь?
Впоследствии обычно выясняется, что встретился с новой, ранее незнакомой проблемой, и спокойно оцениваешь, как ее можно было решить проще. Все встает на свои места. А благодаря пережитой ситуации приобретается неоценимый опыт.
Но, увы, пользователь, у которого отказал утром компьютер, всего этого не поймет и по полочкам не разложит. Да, и голова забита не сданным отчетом. Какие там полочки!
Поневоле он поверит, что у компьютера есть ноги…