— Подработку нашел! — гордо сообщает он появившейся жене. — Неплохо заплатят!
— Мой зайчик! — восклицает жена. — У нас столько долгов накопилось. Да и шубу мне новую надо. Но не буду мешать. Поесть приготовлю. А ты сиди, работай…
Программист самодовольно улыбается. Дождавшись, когда на экране появится знакомая заставка, он лихорадочными движениями вставляет компакт-диск и сосредоточенно смотрит на монитор. Глаза его полны напряженной мысли.
— Дорогой… — мягко зовет жена. — Ты бы хоть обувь снял. Тапочки я принесу… — Мысль на мгновение прерывается, но возвращается с новой силой. Туфли скинуты, а тапочки еще не надеты. Он продолжает думать в одних носках…
Работу домой берут в основном в трех случаях.
1. Маниакальная увлеченность. Рабочий день заканчивается, а замыслов еще море. Хочется попробовать и то, и это. На магнитный носитель записан текущий вариант программы, дорога домой наполнена процессом решения задачи — ну, отчего же все-таки она не запускается — а у порога родного дома осеняет: вот почему! Скорей за клавиатуру!
2. От успеха зависит карьерный рост, вес в отделе и зарплата. Если в первом случае — на нее наплевать (ну, не совсем, конечно, но она — не критерий), то здесь именно финансовый результат крайне важен. Укрепить свои позиции, выдать раньше продукцию, стать главным в теме и получить за это вознаграждение. Надо спешить, а то опередят.
3. Заказ со стороны. Некоторые успевают его сделать на работе прямо под носом у начальника. Но не всегда в такой вариант можно вписаться. А дома начальника нет, да и назойливых сотрудников тоже.
И сидит программист перед экраном собственного компьютера и наслаждается. Ноги его усиленно ищут тапочки, а пальцы уже нащупали нужные клавиши. Процесс пошел…
— Дорогой, извини, я поесть принесла… — Это опять жена. Программист нехотя отрывается от любимого занятия, но в то же время аппетитно потягивает носом. Его взгляд заметался между экраном и тарелкой с борщом. Что выбрать? Наконец, он сокрушенно махнул рукой, левой рукой схватил кусок хлеба, а правой ложку. Свободной руки для клавиатуры не осталось…
Проходит неделя. Программист ожесточенно бьет по клавишам. Иногда он останавливается, хватает карандаш и что-то пишет на клочке бумаги.
Из кухни доносится голос жены:
— Можно тебя на минутку?
Муж не реагирует, продолжая что-то высматривать на экране.
— Да можешь ты подойти или нет? — Визгливые нотки заставляют встрепенуться. Программист медленно встает и, не выпуская из рук мышки, начинает пятиться от компьютера. Взгляд его прикован к тексту программы. Провод, идущий от мышки, натягивается и не пускает дальше. Программист радостно возвращается.
— Ну, сколько я буду ждать? — Не умолкает жена. Программист, что-то резко пробурчав, врывается на кухню.
— Вон тот гвоздь… Выдерни, пожалуйста! Я об него чуть юбку не порвала. Я сама не могу, честно! — Голос становится почти ласковым.
— Ну, куда ты руками тянешь? На балконе плоскогубцы! Зачем в носках побежал? Я тапочки еще неделю назад дала…
Проходит еще неделя. Программист перебирает диски, одновременно заглядывая в напечатанный лист.
— Замечаний надавали, — обращается он к руке жены, положенной ему на плечо. — И все срочно. Опять до часу сидеть.
— А к нам сегодня гости, — рука супруги теребит ему воротник.
— Они не помешают, — рассеяно отвечает муж.
— Придется выключить, — жена легонько стукает кулачком по монитору. — Неудобно при гостях. Пообщаться надо.
— Целый вечер терять?! — Глаза программиста округляются.
— Два вечера. Два. Завтра идем в магазин одежды. Ты должен посмотреть на мою будущую шубку.
— Что?! Да ты хоть понимаешь?.. — Звонок в дверь прерывает словоизвержение.
— Это они! — Радостно вскрикивает жена. — Лена с Борисом! Быстренько выключай!..
Диски безвольно вываливаются из рук. У программиста нет слов…
Почему на работе не надо никому выбирать шубу и принимать гостей? Да и не дергает никто по пустякам. Подождут, пока ты освободишься, только потом обратятся. Там твое время берегут. Зато дома — никаких преград. Здесь ты свой в любой момент и для кого угодно. Не будут ждать, пока отладишь команду, не позаботятся об ошибочном операторе, не подскажут, как его исправить, а вспомнят, что не исправлен кран в ванной. К тому же нужно делать вид, что ты доволен всем вокруг, и беспечно беседовать с гостями, как будто на тебе не висит срочный денежный заказ. Но деньги еще надо заработать! А для этого прорваться к своему собственному компьютеру!
Проходит месяц. Программист просветленным взглядом окидывает недоеденную порцию макарон и чуть пригубленную чашку с кофе. В глазах — уверенность, движения не такие суетливые, как две недели назад. Жена входит и застывает у него за спиной.
— Убирать или нет? — Строго спрашивает она. — А то посуду сам будешь мыть!
— Как хочешь, — отмахивается муж. — Я на финише. Кажется, получилось!
— Вот, именно! Кажется! — Тон недовольный. — Сидишь до полуночи, а что толку?
— Но ты же понимаешь, сразу все не сделаешь. Заказчик в ударе — давай новый режим. Значит, заинтересован. Я востребован!
— А я? Жена — что? Бревно бессловесное? Уткнулся в свои кнопочки, даже не поговоришь!
— Пойми, некогда! Кстати, та шубка мне понравилась. Недолго уже осталось. Потерпи.
— Да не верю я ни в какую шубу! Мама должна подъехать. Ты хоть ей пару слов скажи, если мне не можешь! Раньше был человек как человек, а сейчас хуже последнего программиста! Все вы, как наркоманы, я знаю! У сестры — двое таких же! Что муж, что сын. От ящика не оттащишь! И зачем только эту бандуру купили?..
Эх, домашние, домашние! Как вы резко можете подрезать крылья! Одной фразой. Не все, далеко не все понимают, что работающему дома надо вовремя создать вакуум, не сбивать с удачной мысли, подождать, пока он закончит.
Попалась мне раз в руки какая-то книжка. Я и содержания не помню. Но навсегда запомнил предисловие. Автор благодарил близких за то, что позволили ему создать этот труд.
Однако, заметьте, раз есть автор, который написал книгу в домашних условиях и рад этому, значит есть и другие. И их немало! Не везде присутствует последняя сцена. Да, она, надо сказать, слишком утрирована. Поэтому переиграем ее.
— Извини, дорогой. Я все понимаю и потерплю. Но подумай о себе. Тебе надо отдыхать иногда.
— Вот расправлюсь — тогда сколько угодно.
— Ну, хоть часик! Полтора! Мама вот-вот подъедет. Она давно хотела побывать у нас. Покажешь ей микрорайон. А я пока есть приготовлю. Ну, не хмурься! Надо, милый, просто необходимо! Там свежий воздух, тебе он сейчас, как бальзам! Заодно сводишь маму в тот магазин и покажешь «мою» шубку. Мама хочет такую же…
Прошло еще две недели. Заказанная разработка на втором месяце исполнения. Программист с шумом распахивает дверь собственной квартиры и опрометью кидается к компьютеру.
— Завтра внедрение! — На ходу объявляет он. — Мне приготовили аванс! На основную часть шубы хватит! — Он включает системный блок. Начинается загрузка. — Надо успеть подготовить пример.
— Какой пример? — Озадаченно спрашивает жена.
— Демонстрационный!
Этим временем в комнате появляется десятилетний сын: — Папа! Можно я игру закачаю? Я быстро!
— Сынок, мне машина нужна!
— Папа! Я диск на час выпросил у Лешки. Новая игра! Папа… Папочка, ну, пожалуйста!
— Не могу! В следующий раз!
— Но я только с диска скину! — Не унимается сын. — И… один уровень пройду! Это недолго. Ну, папуля!
— Дорогой! — вмешивается жена. — Пусть ребенок двадцать минут поиграет! А ты пока… пальто снимешь… и шарф развяжешь…