Ответ на этот вопрос очень прост. В нашем мире не любят монополии. Тем более, что навигационная система GPS зависит от американских военных. Если они ограничивали гражданский сектор, а во время войны в Кувейте и вовсе отключали его, то нет никаких гарантий, что этого не повторится. Поэтому китайцы сделали свой «Бэйдоу», который пока работает не в полную силу, а европейцы работают над созданием «Галилео».
Но и Россия не отстаёт от них — вернее, опережает. Пусть
Вообще, история ГЛОНАСС началась в восьмидесятых годах. Начиная с 1982 года с космодрома «Байконур» запущены 53 спутника «Глонасс», военное название которых было «Ураган». В 1993 году система была принята к эксплуатации, в её составе было 13 спутников. В 1995 году на орбите было 24 спутника, но в дальнейшем их количество резко сократилось, их стало меньше десятка.
Развал СССР развалил и ГЛОНАСС — система пришла в упадок. Но всё-таки она выжила. В 1999 году система ГЛОНАСС отнесена к космической технике двойного назначения, применяемой в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности РФ. После 2001 года систему стали восстанавливать. В 2007 году сняты ограничения гражданского сектора, что только способствовало расширению ГЛОНАСС. В итоге к концу 2007 года на орбите функционировали 18 космических аппаратов.
Сейчас на орбите находится 23 спутника, из них 21 работают и используются по назначению, а 2 висят в резерве. Новый проект ГЛОНАСС показывает, что количество спутников нужно увеличить, и теперь их на орбите будет не 24, а 30, часть из них поместят в резерв. В этом году должны вывести на орбиту ещё несколько спутников, и тогда ГЛОНАСС будет функционировать в полную силу.
Что касается точности определения местонахождения объектов, то уже сейчас она приближена к системе GPS. В 2010 году она будет доведена до 5,5 метра, а к 2011 году достигнет 2,8 метра. По состоянию на 1 июня 2010 года, точность определения координат с помощью ГЛОНАСС составляет порядка 6 метров — сообщает информационное агентство РИА.
Аппаратурой ГЛОНАСС уже оснащены 63% автомобильных транспортных средств, около 20% самолетов и 30% морских и речных судов. В 2010 году аппаратурой ГЛОНАСС должны быть оснащены все ведомственные транспортные средства.
Но есть один подводный камень — мобильные приёмники. Если в системе GPS используются миниатюрные приёмники, которые запросто можно установить в легковой автомобиль, то наши пока ещё имеют весьма громоздкие габариты. Потому что первоначально ГЛОНАСС был исключительно военным проектом. Именно это и тормозит пока развитие гражданского сектора ГЛОНАСС — военная техника громоздка, дорога и потребляет много энергии.
Если всё сложится хорошо, то эта проблема будет решена уже в этом (2010) году. Последняя разработка скоро будет внедрена в производство. Достигнута договоренность с компанией Fujitsu о производстве приёмника на ее предприятии в Японии с использованием не самых архаичных топологических норм. Первую партию чипов ждут уже в ноябре.
ГЛОНАССУ — быть!