Итак, вред онлайн-игр. Бесконечность и финансы. Отсутствие конечного — и положительного! — результата, и диктат денег. Об этом говорилось в первой части статьи. Но минусы не заканчиваются.
Кто сильнее — тот и прав
В основном все вопросы в игре решаются силовыми методами. Монстр? С ним не договариваются, его убивают. Какой-то игрок помешал собирать необходимые ресурсы? Если он слабее, то его проще убить, чем тратить время на переговоры. Игра строится на противостоянии двух цивилизаций? Никому и в голову не придет сесть за стол переговоров! Убей иноземца, иноверца, того, у кого другой цвет кожи, и так далее.
И чем выше игровой уровень игрока, чем более «крутая» у него броня, тем легче ему убивать всех, кто мешает. Причем, помехи — это исключительно по его мнению. Например, тот же сбор ресурсов для заработка игровых денег. Естественно, существует конкуренция. Прямо как в жизни. Нужно успеть схватить цветочек, рыбку, камушек, пока не схватил кто-то другой. Многие игроки, уверившиеся в своей силе, поступают просто: убивают всех, кто охотится за теми же ресурсами, ну, а после устранения конкурентов, спокойно собирают камушки-цветочки-рыбок.
Как в жизни? Да ничего подобного! Вы попробуйте ввязаться в драку в жизни, к примеру, на рынке из-за яблок. Тут же: синяки, милиция, уголовная ответственность и прочие прелести, связанные с нарушением правопорядка. В игре этого нет. А даже если вдруг любитель силовых методов наткнется на игрока, способного дать отпор, так ведь виртуальные травмы не болят! А если удача, так победителя приветствуют, он ведь оказался сильнее всех.
Что откладывается в подсознании играющего? Убеждение в том, что своей цели можно достигать любыми методами, причем, силовой путь предпочтительнее. Кроме того, безнаказанность. Как уже было сказано — виртуальные синяки не видны, с виртуальным сотрясением мозга не положат в больницу, а на виртуальные переломы не накладывают гипс. Ну и, конечно, не придет милиция, потрясая Уголовным Кодексом. В результате урок, получаемый игроком, оказывается исключительно со знаком минус.
Опасности и приключения
«Испытай необычайные приключения!», «Преодолей опасности!» — призывают почти все онлайн-игры плана «приходи и убей». Но что это за приключения? Убийство нарисованного дракона? Путешествие по нарисованным странам?
Отправьтесь в путешествие автостопом по Европе, проедьте через Европу зимой на велосипеде (или хотя бы по областным дорогам) — вот это будут приключения. А караулить нарисованные торговые караваны в нарисованных пустынных песках — это, простите, не приключения.
И о каких опасностях идет речь? Монстр окажется сильнее? Нападет другой игрок и наставит синяков или переломает руки и ноги? Так ведь не игроку, а нарисованному персонажу. А это — и травмы, которые не болят, и кровь, которой не видно.
Но ощущение безнаказанности крепнет. Ведь в нарисованном мире так легко преодолевать препятствия (нарисованные!).
Если хочешь быть здоров…
Уже выросло поколение «компьютерных детей». Практически все они бледные, выглядят недокормленными, у них сутулость, сколиоз, проблемы со зрением. Ничего удивительного, ведь большую часть своего времени они проводят отнюдь не в реальном мире, где ветер и солнце, а в нарисованном. Где солнце — нарисованное, снег — нарисованный. А вокруг — вполне реальное и плохо проветриваемое помещение.
А попробуйте оторвать игрока от полюбившейся игрушки. Попробуйте вытащить его в реальный мир. Да он будет держаться за клавиатуру зубами, а в компьютерную мышь вцепится так, что и с помощью монтировки не отнять. Чисто бультерьер.
К тому же, у заядлых игроков в игре — множество друзей с разных концов мира. Таких же игроков. У них — общие интересы, общие проблемы. Они прекрасно общаются, и многим просто уже становится ненужным реальное общение, все потребности в общении закрываются в виртуальном мире.
Но жизнь в игре и жизнь с игрой — очень разные вещи.
Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь
Взрослым, пристрастившимся к онлайн-играм, гораздо проще. Они могут расставить приоритеты, сказать себе в какой-то момент, что убийство нарисованного дракона не стоит семейных проблем. Они могут отделить виртуальную безнаказанность от реалий жизни. У них — определенного рода иммунитет против всего того, что вкладывают в подсознание такие
Детям приходится тяжелее. У них нет жизненного опыта, они не сталкивались со многими жизненными реалиями. У них не возникает семейных проблем из-за пристрастия к онлайн-играм. Максимум — проблемы с учебой, но и тут не всякий родитель способен увидеть взаимосвязь, а спишет неуспеваемость на сложную школьную программу, в крайнем случае — на тупость собственного ребенка.
Детям сложнее остановиться. И с каждым днем они все больше втягиваются в виртуальный мир, обрастая там друзьями и знакомыми, отворачиваясь от реальной жизни. Тем более, что в виртуальном мире так просто стать лидером.
И весь негатив онлайн-игр выплескивается на их неподготовленное сознание. И приживается там. Последствия уже известны. Не одна и не две истории об убийствах и избиениях, совершенных детьми, любителями различных онлайн-игр. Что не удивительно. Уже неоднократно было сказано: травмы в игре не болят, а если даже и убили, то легкое нажатие клавиши — и игрок воскрешен, готов к новым подвигам. Когда смешиваются в сознании виртуал и реал, то со стиранием этой грани стирается и многое другое. И виртуальная безнаказанность приводит к беспределу в реальной жизни.
Так что родителям рекомендуется внимательно наблюдать — а что именно увлекает ребенка, в какую игру он играет, закрывшись в своей комнате наедине с компьютером. Желательно еще и немного поиграть самому, чтобы точно знать — какие именно опасности подстерегают неокрепшую психику и неразвитую мораль ребенка на виртуальных дорогах.
И если выяснится, что данная игра является для ребенка потенциально опасной, то нужно… Нет, не запретить. Запреты — самый худший выход из положения. Запретный плод сладок. Но — предложить альтернативу. Настоящие приключения. Хотя бы поход в лес с палатками — дешево и сердито. Настоящую рыбалку — она куда увлекательнее ловли нарисованной рыбы. Настоящих друзей.
В конце концов, виртуальный пряник совсем не сладкий. Просто потому, что он — нарисованный. И как только ребенок это поймет — опасность миновала.