Прокатимся на машине времени?
Ни одно из чудес техники, когда-либо порождённых гением научной и инженерной мысли, так не волновало умы людей, как машина времени. Изобретённый, как нам известно из учебников истории техники, в 2042 году профессором Николаем Садовским темпоромобиль ТМ-42А поставил окончательную точку в многовековой дискуссии между сторонниками и противниками самой возможности путешествий во времени со скоростью, отличной от естественной — 1 час в час. А споры в своё время были нешуточные…
История создания
Идея путешествий во времени возникла ещё в 19-м веке, когда человечество активно осваивало путешествия в пространстве с невиданными ранее скоростями. Говорят, некоторые учёные того времени считали, что при путешествии со скоростями выше 20 км/ч человек сойдёт с ума. Но появление паровозов, пароходов, а затем автомобилей и самолётов заставило замолчать скептиков.
Естественным продолжением научно-фантастической мысли явилась гипотеза о том, что и во времени можно перемещаться с такими же бешеными скоростями без вреда для психического и физического здоровья. Первые перемещения во времени осуществлялись в фантастических романах с помощью фантастических животных. Например, в романе
Первые машины времени представляли собой механизмы, сходные с «машинами пространства». Типичный пример — машина времени в фильме «Назад в будущее», являющаяся по совместительству и обычной машиной. На панели управления этой машины имелся пульт для перемещений во времени, на котором надо было просто выставить дату назначения и ударить по газам.
Замечательный американский фантаст Айзек Азимов разработал совершенно другую конструкцию машины времени в своём романе «Конец вечности». Его машина, скорее, напоминает лифт, перемещающий путешественников во времени в темпоральном поле. Машина включалась перемещением специального рычага, а темпоронавты находились при этом в специальной капсуле, компенсировавшей перегрузки при старте и торможении.
Остановки этого «лифта» были в каждом столетии и представляли собой помещения, одинаковые по своему типу и хранящие запасы продуктов и предметов домашнего обихода, а также аппаратуру для историков-наблюдателей. Некоторые века отгородились от шахты вечности специальным полем, препятствовавшим проникновению «вечных» в их мир. Кстати, жившие в «вечности» сотрудники росли и старели, как все обычные люди. Внутри «вечности» время текло как обычно.
В романе Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» и в фильме «Гостья из будущего», снятом по этому роману, машина времени представляет собой простой пульт, напоминающий старинные платёжные терминалы начала XXI века.
Путешественник во времени встаёт за этот пульт, набирает код доступа и вводит дату назначения. Процесс перемещения во времени при этом идёт не мгновенно, а занимает некоторое время, сопровождаясь фантасмагорическими метаморфозами перемещаемого.
А во всенародно любимом фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», написанном по мотивам романа Михаила Булгакова «Иван Васильевич», машина времени представляет собой весьма громоздкий агрегат с многочисленными колбами, пробирками и ретортами. Скорее всего, в основе его работы лежат сложные химические реакции.
Эта машина не перемещает путешественника, а соединяет пространства, лежащие не только в разном времени, но и в разных точках пространства. Так, в фильме машина соединила пространство скромной квартиры изобретателя Шурика (А. Демьяненко) 70-х годов 20 века с палатами царя Иоанна IV в Кремле XVI века.
Перемещает в пространстве и времени одновременно и «машинка перемещения» из фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза». В отличие от остальных машин времени, это очень компактное устройство, легко поместившееся в карман странника-пришельца из других миров, заблудившегося на Земле. Кстати, эта машинка отличается и принципом работы: она перемещает в прошлое только сознание, которое путешествует внутри тела темпоронавта.
Таким образом, попав в прошлое, человек не может увидеть там самого себя до путешествия, а попадает прямо в своё тело. Причём новые воспоминания оказываются покрытыми прежними и для их актуализации требуется мощная психологическая встряска. Такой встряской для героев фильма явилось явление поливальной машины, мигающей оранжевым проблесковым маячком.
Этот маячок им напомнил эцилоппов — жестоких представителей власти на планете Плюк, куда они случайно попали и откуда с огромным трудом вырвались. Впрочем, есть в том фильме и другая машинка, ею владел Абрадокс на цветущей планете Альфа. Эта машинка также перемещает и в пространстве и во времени, но новых воспоминаний не затирает старыми.
В серии романов о Гарри Поттере знаменитая английская писательница Джоан Роулинг придумала «маховик времени» — устройство, возвращающее время во всём мире на час назад за один поворот.
А в романе «Вита Ностра» Марины и Сергея Дяченко герои могли возвращать в прошлое конкретного человека сколько угодно раз, пока он не выполнит поставленную ему задачу. А в повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких Янус Полуэктович Невструев живёт одновременно и вперёд (как обычный человек) и назад (перемещаясь каждую полночь на двое суток назад). В момент начала обратного движения этот человек должен просто исчезнуть.
Теория
Однажды немецкий математик Курт Гёдель подарил своему другу Альберту Эйнштейну необычный презент на день рождения. Это была пачка листов, завёрнутых в красивую подарочную ленту, на которой было приведено решение системы уравнений гравитационного поля, составленной именинником и описывающей вращающуюся вселенную. Эйнштейн, взглянув на свой подарок, был поражён — теория допускала возможность путешествий во времени. Он воспринял эту новость с досадой, решив, что это ставит под сомнение его теорию.
Парадокс
Основной парадокс путешественника во времени заключается в том, что, попав в прошлое и изменив его, он изменяет тем самым и будущее. При этом он может даже исключить возможность своего рождения (например, лишив возможности встречи своих родителей). При этом для путешествий в будущее со скоростью выше 1ч/ч никаких препятствий нет. Просто в период от отлёта до прилёта человек отсутствует в мире (при мгновенном перемещении в будущее) или живёт, как в ускоренном фильме (при перемещении со скоростями выше 1ч/ч).
Путешествия в будущее начались ещё в конце XX века с развитием криогеники. Богатые люди перед смертью обращались в лабораторию, где их тела замораживали криопротекторами до сверхнизких температур, при которых процессы гниения не могли происходить. Каждому школьнику известно имя первого крионавта, отца основателя американского Института Продления Жизни, замороженного в 1976 году и возвращённого к жизни в 2034-м. Он описывал своё путешествие как непродолжительный сон.
Вот такое письмо я получил недавно. Автор, то есть я из будущего, передаёт большой привет читателям ШколыЖизни.ру начала века. Рассказывать подробности своего «прекрасного далёка» он не стал, ограничившись лишь банальным «всё будет хорошо». Надеюсь, что это воистину так!