Вижу слегка удивленные лица. Повторяю, оно не работает совсем. Я имею в виду настоящих начальников, а не таких слабохарактерных, которые, не успев дать подчиненному задание, берут половину дел на себя. А потом еще выслушивают недовольства, что мало взяли.
Нет, рассмотрим начальство, хотя бы близкое к настоящему. Ваши лица все удивленней, я это чувствую. Так я и еще скажу. Начальству и не надо работать.
Ему надо организовывать. Начальнику можно знать программирование, можно не знать, но знать хорошо тех, кто его знает, ему необходимо. Слова «сделать» не должно быть даже в мыслях классического руководителя. Добиться, чтобы сделали, и наказать виновного — это другое дело. Надо всегда вовремя успеть наказать, поскольку наградить никогда не поздно.
Для удобства введем новое понятие: «абсолютно твердолобый…» Простите, я хотел сказать «абсолютно твердохарактерный начальник». Ведь есть же в физике понятие «абсолютно твердое тело». Этот идеальный тип руководителя не будет ничего делать сам. В том, что касается работы, он даже компьютер перезагрузить вызовет системщика, а мышку почистить — ремонтника. Добавлю еще то, что являться к нему должны все немедленно, а программа зависать не имеет права. А теперь немножко отвлечемся от юмора и рассмотрим, как порой организация работы программиста происходит на самом деле.
Большой отдел. Идет внедрение новой программы, автоматически насчитывающей премию. Начальник отдела вызывает всех начальников бюро на совещание. На заседании должно быть определено, по каким формулам считать. Программиста, которому потом должны дать задание, вызывают тоже. Высказывается один, высказывается второй, третий начинает спорить. Через два часа приходят к решению по первой формуле. А спешить нельзя — программа все-таки касается денег. Конец совещания совпадает с концом смены.
Начальник отдела облегченно вздыхает и спрашивает программиста: «Когда будет сделано?» Ответ о двухдневном сроке повергает его в изумление. Что там делать-то, в конце концов? Они же уже все решили! Приходится ужаться до одного дня. Но с утра начинаются периодические телефонные звонки: «Когда будет готово?»
Такие ситуации я испытывал на себе неоднократно. В сознании начальства часто происходит подмена всей работы его работой. Объясняю. Обсудив все детали расчета и согласовав их с бухгалтерией, начальник мысленно считает работу уже практически выполненной. Остается практически «ничего», сущий пустяк — только исполнить. Руководство не осознает, что выполнена только его работа, а вся основная, техническая — еще впереди.
Нередко я встречался и с таким суждением: главное, купить компьютеры, а дальше — достаточно нажать кнопку, и все будет посчитано. Ну, почему вы ничего не посчитали? У вас же компьютер самый современный!
Приходится объяснять, что к компьютеру необходимы программы, а к программам — программисты. А для всего этого нужны деньги. Понимается сразу часто только одно: денег нет. А вот почему не посчитано, все же так и непонятно. Как видите, психология «абсолютно твердолобого…», простите, «абсолютно твердохарактерного начальника» резко отличается от психологии программиста.
Еще один занимательный пример. Производится покупка сложных графических систем для твердотельного моделирования. Как часто в целях псевдоэкономии не платят деньги за сопровождение! Иными словами, за автоматическую поставку новых версий или обновлений. В этом случае коллективы так и остаются с ошибками и недочетами купленной версии. А то, что эти недочеты всегда есть, — непреложный факт. Конечно, программисты сами достанут, выкрутятся. Правда, это противозаконно, но начальство не сочтет нужным обратить внимание. По старым добрым традициям, противозаконным считается только вынос какой-либо детали за проходную, если на этом попался. А то, что внутри компьютера, — слишком нематериально, чтобы обращать на это внимание.
Итак, уловили разницу? Программист делает, а начальник организует. Он собирает себе подобных на совещание, о чем-то спорит, что-то согласует, что-то, наконец, подписывает. И, когда все вопросы утрясены и решение десяти служб передано двум исполнителям, вполне уместно всей начальственной группой тесным кружком окружить этих исполнителей и грозным голосом спросить:
— Когда будет готово?..