Или же другой момент: мы пытаемся сделать вызов, но с первого раза не удается услышать ни длинных гудков, ни каких-либо сообщений, а звонок просто сбрасывается. И вот мы начинаем ругать оператора, жалея в душе, что не выбрали его конкурента, или же недобрыми словами поминать человека, которому пытаемся дозвониться.
Как же понять, в чем причины столь ненадежной связи? Как ни странно, но преимущество сотового телефона — его мобильность, является его слабым звеном. Если два обычных телефона связаны между собой проводами, то неисправность может заключаться либо в поломке аппарата, либо в отсутствии между ними контакта. В сотовой сети все гораздо сложнее.
При наборе номера и нажатии кнопки вызова происходит посылка радиосигнала от вашего аппарата к базовой станции. Далее сигнал поступает на контроллер, где проходит вторичную обработку и совместно с другими вызовами уходит на коммутатор вашего оператора. Коммутатор — это мощнейший вычислительный центр, где хранятся все данные о зарегистрированных абонентах. Здесь определяется ваша возможность совершать звонки (наличие средств на счете), тарифный план, местонахождение
Несмотря на такой длинный маршрут, все системы работают очень надежно, обрабатывая тысячи вызовов в секунду. Но и здесь могут закрадываться ошибки. Самое уязвимое место — радиоканал между вашим аппаратом и базовой станцией. Уровень приема на экране телефона — косвенный показатель качества. Чем он ниже, тем вероятней возникновение ошибок. Уровень сигнала падает в зависимости от удаления от базовой станции и препятствий на его пути. Он может полностью пропадать в подвалах, лифтах, первых этажах или в глубине зданий, имеющих толстые стены и металлическую арматуру. Дорожные тоннели и перегоны метро тоже не лучшее место для
Кроме того, в условиях плотной застройки могут происходить наложения и переотражения электромагнитных волн, излучаемых телефоном, базовой станцией или другим радиооборудованием (эти явления называются «дифракция» и «интерференция»). В этом случае также может произойти сбой. Операторы знают об этих проблемах и поэтому стараются исключить такие явления путем использования в мегаполисах повышенного частотного диапазона и увеличения количества передатчиков. Но от проблем все равно никто не застрахован.
Известны и другие причины плохой работы сети. В частности, это перегрузки как базовых станций, так и коммутаторов. Первые носят локальный характер, например, в районе большой пробки или массовых мероприятий (ведь станция может обслужить определенное количество абонентов). Вторые же являются глобальными и появляются, как правило, в канун больших праздников или в выходные, когда люди активно общаются друг с другом.
Кроме этого, существуют и другие возможности сбоя, которые возникают реже и явно незаметны. Подробно останавливаться не буду, а лишь постараюсь кратко упомянуть их.
На всем своем пути от базовой станции до коммутатора информация в виде сигналов передается по транспортным цифровым каналам. Это радиорелейные, оптические и проводные линии связи. Ошибки в них могут вызываться разными факторами, например, дождем, разрядами молний, неисправностью оборудования, скачками напряжения, работами строителей
Ко всему прочему никто не застрахован от сбоев программного обеспечения, используемого и в телефонах и в коммутаторах. То есть ваш телефон может просто «зависнуть», и потребуется его выключение и включение для корректной работы в сети. Если «зависнет» коммутатор, его просто так не выключить, поэтому у операторов имеется несколько резервных устройств и дежурная служба контроля. К счастью, такие случаи очень редки.
Все сказанное, безусловно, нужно умножить на два — как правило, на линии такое количество собеседников, и проблемы могут возникнуть как у вас, так и у вашего абонента.
Имея представление, насколько сложны сети сотовой связи, можно понять, что идеальных операторов не бывает. По крайней мере, сегодня. Возможно, с развитием технологий эти проблемы будут искоренены. Ну, а сейчас… Общайтесь, и пусть мелкие и крупные неприятности обходят вас стороной.