Третий год подряд 17 мая мир отмечает День информационного сообщества. Таким праздником мы обязаны Генеральной Ассамблее ООН. 26 марта 2006 года она приняла соответствующую Резолюцию и дала новый, более современный статус прежнему Международному дню электросвязи (или Международному дню телекоммуникаций). А тот, в свою очередь, относился к созданию 17 мая 1865 года Международного телеграфного союза, который впоследствии стал Международным союзом электросвязи.
Бомонд и демимонд
Но дело не в этом. «Отредактированный» ООН праздник «айтишники» быстренько записали своим стратегическим, хотя у них от профессиональных дат и без того календарь ломится. Почитайте о Всемирном дне информационного сообщества в Интернете — наверняка нарветесь на советы немедленно поздравить «всех программистов, системных администраторов, интернет-провайдеров и всех остальных людей, занятых в сфере информационных технологий». Они, мол, и есть пресловутое информационное сообщество. Ой, товарищи, обижаете массового пользователя, жестоко обижаете! А мы тогда кто, по-вашему?
Понятие «сообщество» подразумевает совокупность связей между людьми на основе чего-то общего. Взгляды, интересы, цели, увлечения, занятия — «основ» можно найти великое множество, в зависимости от того, какое конкретно сообщество имеется в виду. В информационную среду, как правило, мы погружаемся для того, чтобы:
а) найти ответ на определенный вопрос (познавательный мотив);
б) обменяться информацией, мнениями, опытом с другими пользователями (коммуникативный мотив).
Интернет как информационное сообщество зиждется на информационных ресурсах, кои и создаются усилиями «айтишников». Никто тут их заслуг не умаляет. Как говорится, лишь на вас, ребята, и держимся. Но вдохнуть полноценную жизнь в любой форум, социальную сеть, блог-платформу и прочая, прочая, прочая способны только мы — массовые пользователи. Пресловутому сообществу без нас — никуда. И мы его неотъемлемая составляющая. Пусть уж творцы IT-реальности считают себя в ней бомондом, мы и позицией демимонда не гнушаемся. Но выпроваживать нас за врата виртуально-социальной системы глупо и смешно. Так что поднимаем бокалы, друзья, за них и за нас, не отрываясь от мониторов!
«Мы — не Пети и не Вовы, мы — собаки и коровы!»
Строчка из стишка детского, узнали? Агния Барто когда-то много лет тому назад написала про заигравшихся детсадовцев. Ребятня изображала там из себя не то колхозное стадо, не то зоопарк и, как констатировали бы психологи, окончательно утратила в процессе игры самоидентификацию.
Нечто подобное сплошь и рядом происходит и в Интернете. Вот как об этом говорит Википедия: «В интернет-сообществе у человека создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная».
Проиллюстрируем явление. Добирается в один прекрасный день до интернета, к примеру, Вася Пупкин — реальный гражданин России, житель города Москвы или Хабаровска — неважно, двадцати лет от роду, холостой, со средне-специальным образованием, отслуживший в войсках РА, среднего роста, худощавого телосложения, сероглазый, рыжеволосый, веснушчатый, с трогательно оттопыренными ушами. У Васи интересы вполне человеческие — девушки, машины, футбол и желание заявить о себе миру. Он регистрируется на сайтах знакомств, форуме автолюбителей, форуме болельщиков «Спартака», форуме любителей пива. Заводит блог «Записки настоящего мачо». Поскольку Вася — парень открытый и честный, то он везде подписывается своим настоящим именем и настоящей фамилией и публикует свое настоящее фото, даже не заморачиваясь над тем, чтобы слегка облагородить его в фотошопе.
Через пару месяцев Вася осознал: надо срочно в себе что-то менять. Потому как ни девушки, ни автолюбители, ни болельщики на него сколько-нибудь существенного внимания не обращали. Проще сказать, совсем игнорировали. А в блоге даже гадости порой писали, обсуждая соответствие Васиной внешности критериям мачизма. Короче, думал Вася, думал, а потом взял да и сменил все настройки. Родные имя с фамилией уступили место сетевому нику Diamond, а вместо веснушчато-лопоухой физиономии везде появилось изображение смуглого юноши со стильно уложенной копной черных волос, проникновенным взглядом и обнаженным накачанным торсом. Девушки с LovePlanet стройными рядами начали сдаваться на Васину (то есть, уже вроде бы и не Васину, а Diamondову) милость и наперебой молить о свидании.
На форуме автолюбителей наш герой предстал как shumaher, поставив в аватар портрет прославленного гонщика. На пивном форуме даже малость покуражился, загрузив анимашку с веселеньким песиком, размахивающим кружкой с пенным напитком. Подписался там: «Шарикофф-Пузинштейн». А дальше Васю понесло.
Он регулярно и периодически придумывал новые образы, появлялся в них то там, то сям на бескрайних просторах рунета, создавал от их имен посты и строчил комментарии. Высказывался по-разному: то вкладывая в тексты свои личные мысли и эмоции, то выдавая заведомые провокации. В онлайне у него сложился широкий круг друзей. Но по большому счету, они были не его друзьями, а «друзьями» созданных им виртуальных личностей. Ведь ассоциировался он у форумчан не сам с собой, а с мультяшной собакой по кличке Пузинштейн или гламурным Diamondом.
То ли люди, то ли куклы
В Википедии объясняется термин «виртуал». Это фиктивная личность, другое лицо, за которое выдает себя пользователь интернета: «Виртуалы создаются путём заведения учётной записи („аккаунта“) в системе, поддерживающей регистрацию пользователей (блоги, форумы, мессенджеры), и указывания вымышленных идентификационных данных». Виртуалам часто дают вымышленные имя и/или фамилию или обозначают только с помощью никнейма. Тем не менее, продолжает та же Википедия, «виртуалом не называют человека, который не склонен сообщать своё настоящее имя, но при этом везде выступает под одним и тем же никнеймом (псевдонимом), не пытаясь при этом моделировать не присущие ему как личности качества».
Синонимы виртуала — «фейк», «клон», «мульт». Еще есть «сокпаппет» — от английского выражения sock puppet — кукла из чулка или носка, надеваемая на руку и вступающая в диалоги от своего имени даже с кукловодом.
В «виртуальные куклы» самозабвенно играл рунет второй половины 90-х. Кому интересно, может спросить у поисковиков о Мае Иваныче Мухине, Кате Деткиной, Мери Шелли. То были не просто виртуальные личности, а профессионально отработанные арт-проекты. Они будоражили умы и воображение простых юзеров, заставляли их смеяться и плакать. Даже если у некоторых пользователей хватало фантазии предположить, что Катя Деткина — это псевдоним какой-то язвительной журналистки, то почти никто не догадывался о том, что никакой Кати нет и не было никогда, а есть великий мистификатор Артемий Лебедев. Кстати, Настик Грызунова, которую я процитировала в начале статьи, тоже «виртуальная кукла».
А если говорить о виртуальных личностях, то ими в сети, так или иначе, сегодня выступаем мы все, даже не прячась под псевдонимами и аватарами. Потому что здесь мы все равно другие. Не такие, как в повседневной жизни. И что ни говори, все-таки здорово, что оно есть — это информационное сообщество, где можно реализовать себя в любом виде.