Почему специалисты NASA и космического центра ВВС США не предприняли попытку избежать столкновения? Может быть, в результате систематических контактов со своими российскими коллегами они тоже стали надеяться на русский «авось»? На эти вопросы пока нет однозначного ответа. Программы для расчета данных по опасным сближениям разрабатывались еще в 80-е годы прошлого века. Разумеется, впоследствии они совершенствовались, но в настоящий момент их пределы точности не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Произошедший инцидент только лишний раз подтвердил это.
Согласно прогнозу орбитальные аппараты должны были разойтись на расстоянии примерно восьми сотен метров. В реальности же они столкнулись под углом практически в 90 градусов на скорости почти 40 тысяч километров в час. При этом масса каждого из них составляла около полутонны. После столкновения образовалось расширяющееся «облако» осколков, число которых предварительно оценивается в несколько тысяч. Для определения траекторий и орбит даже только самых крупных из них могут потребоваться недели.
Какими последствиями чревато это происшествие? Тут мнения специалистов несколько расходятся. Пресс-секретарь Роскосмоса однозначно заявил о том, что для Международной космической станции останки спутников не представляют реальной опасности. Представитель США Николас Джонсон высказался осторожнее и предположил, что мелкие фрагменты, которые нельзя засечь с Земли, могут нести для МКС определенную угрозу. Однако помимо МКС в околоземном пространстве хватает искусственных спутников, нормальному функционированию которых вполне может помешать космический мусор.
В истории уже были случаи, когда некоторым американским аппаратам приходилось по команде с Земли уклоняться от встречи с нежелательными орбитальными соседями. Международная космическая станция также за десятилетие своего существования несколько раз выполняла маневры, связанные с опасностью столкновений с космическим мусором. А мусора на орбите действительно хватает. В американских и российских каталогах числятся свыше десяти тысяч объектов, представляющих серьезную потенциальную угрозу, размер которых превышает несколько сантиметров. Число более мелких фрагментов может быть выше на порядок. С каждым годом количество отработанных ракетных ступеней, выработавших ресурс спутников и прочих «творений рук человеческих», мчащихся на космических скоростях в околоземном пространстве, существенно увеличивается. В свете вышесказанного вопросы, вынесенные в заголовок статьи, вовсе не представляются риторическими.
Конечно, у автора не было и никогда не будет желания предрекать скорую и неизбежную гибель всем достижениям мировой космонавтики. Возникшая проблема обязательно найдет свое решение. Может быть, одумавшееся Человечество спроектирует в ближайшем будущем фантастические Космические Чистильщики, уничтожающие мусор при помощи многоцелевой лазерной пушки или научится создавать гравитационную защиту кораблей нового поколения. Но, скорее всего, будет что-то другое, что и представить сегодня пока невозможно. Мы живем в эпоху стремительно развивающихся технологий.
Главное — не забывать основное условие сохранения цивилизации, согласно которому духовность должна расти не менее стремительными темпами, чем наука. Только при его неукоснительном соблюдении наши дети смогут широко распахнутыми от восхищения глазами смотреть в ночное звездное небо.