Чем привлекательны для пользователей социальные сети? Можно ли создать усредненный образ пользователя социальных сетей? В каком количестве подобных сервисов может быть зарегистрирован один человек? Сколько из них активно используются, для чего?
Социальные сети — это как национальный танец, у каждой нации он свой, со своими особенностями и предпочтениями. Архитектура данного вида веб-сервисов, методы их использования, да и усредненный пользователь тоже в каждой стране и для каждой социальной сети — свои. Если говорить про страны бывшего соц. лагеря, то тут правят бал социальные сети общего характера, которые, в общем-то, служат для простого общения в сети интернет. Самые популярные и успешные представители отрасли — «Одноклассники» и «В Контакте» — имеют ностальгический окрас. Имеется в виду, что они призваны восстановить разорванные связи людей среднего возраста. В некотором роде связи эти действительно восстанавливаются, вы находите «того рыжего парня со второго курса» или «первую любовь», вот только, зачастую, дальше обмена фотографиями и взаимного «френдирования» дело не доходит. Люди склонны очень меняться за прошедшие десятилетия, но понимать, что твоя первая любовь уже не так романтична и свежа, готовы не все. Жить воспоминаниями и фантазиями нас учили целых 70 лет!
Пользователей отечественных социальных сетей можно разделить на четыре группы. В связи с этим появляется возможность определить количество параллельных регистраций в проектах-конкурентах, интенсивность использования, долговечность и текущую активность аккаунта,
1. Гики. Это технически продвинутые пользователи интернета, которые тестируют все самое новое, чтобы оставаться на острие событий. Они не активные пользователи социальных сетей (из-за некоторой параноидальности, которая является следствием углубленных знаний того, «как это все работает»). Возраст гиков очень разный, от подростка-школьника до 50-тилетнего профессора. Эти люди имеют аккаунты во всех мыслимых социальных сетях, и круг их друзей везде идентичный.
2. Дети и подростки. Очень активные пользователи социальных сетей. Могут иметь одинаково активные аккаунты как в «Одноклассниках», так и в «В Контакте». Зачастую сети — это единственный способ общения в интернете даже с одноклассниками. Говорят, что общение встроенными средствами соц. сети настолько интенсивно, что они запросто заменяют службы мгновенных сообщений.
3. Работающие люди среднего возраста (конечно, «офисный планктон»). Несмотря на запреты во многих организациях на использование соц. сетей, это не мешает работникам использовать сети с мобильников, а также другими способами. Являются также очень активными пользователями сервисов, особенно для личного общения, которое предпочтительно не выносить в рамки корпоративных коммуникаций. Данные пользователи очень пренебрежительно относятся к сетям, в которых у них нет аккаунта, а потому ограничиваются участием в 1−2 сетях.
Каковы дальнейшие перспективы и направления развития (монетизация, развитие узких профессиональных сообществ…) социальных сетей? Как вы смотрите на объединения таких сетей? Затронет ли развитие 3D-интерфейсов социальные сети?
Что касается темы монетизации социальных сетей, то она очень актуальна и касается как держателей сети, так и каждого пользователя в отдельности (в большей степени из-за щепетильности хранящейся там информации). Западные социальные сети, которые идут на несколько шагов впереди наших, ясно обрисовывая перспективы монетизации, в настоящий момент используют баннерную рекламу для зарабатывания денег на многочисленных показах. Ведь прелесть социальной сети в том, что средний пользователь генерирует около 100 показов рекламы в сутки. А теперь перенесите эти цифры на миллионные армии пользователей. Цифры поражают! И это только видимая часть айсберга. Альтернативные методы монетизации зачастую граничат с понятиями этики и морали. Существование альтернативной монетизации мало кем ставится под сомнение, но не хватает объективных фактов, чтобы в чем-то обвинять создателей и держателей сервиса.
Никто не мешает получать прибыль сетям, предоставляя контент-услуги и дополнительные сервисы. Вы знаете, что участники самой популярной социальной сети Латвии платят за дополнительные фотографии, за большие сообщения… да почти за все! Кстати, «Одноклассники» успешно используют SMS-оплату своих дополнительных сервисов.
Развитие узких сообществ в социальных сетях общего характера не имеет смысла, так как люди приходят сюда за эмоциями и отдыхом, а не за знаниями. Информационные группы очень развиты в профессиональных социальных сетях, типа «Мой Круг», «Pro2».
Вопрос объединения аккаунтов в социальных сетях волнует обычно всех, кроме владельцев двух-трех самых популярных сетей региона. На самом деле, даже существует платформа Google Social Graph, которая должна объединить аккаунты пользователей в разных сетях, блогах
Что касается 3D-интерфейсов, то нормальной жизнеспособной реализации на настольных компьютерах еще нет. А куда тут с такими в социальные сети? Народ пугать?
Насколько успешны российские социальные сети («Одноклассники», «Вконтакте»…)? Какой путь развития они выбрали для себя и какова динамика их развития? Насколько иностранные социальные сети опасны для российских игроков?
Не думаю, что путь развития «Одноклассников» или «В Контакте» сильно изменится в ближайшие пару лет. Интернет идет в регионы, про социальные сети пишут доступные массам СМИ, про них говорят на радио и снимают передачи на ТВ, даже в кино и книгах есть упоминания про, например, «Одноклассников». Посему, аудитория будет расти, может быть, не так взрывообразно, как в центральных городах (благодаря вирусному эффекту), но точно расти. Более того, внутри сетей начнет увеличиваться желание участников быть замеченными, что неизбежно приведет к появлению локальных звезд такого масштаба, что их будут узнавать и на улице. На этом сети могут сыграть, продвигая и продюсируя таких «талантов» на ТВ, в прессе
Что касается прихода иностранных социальных сетей, пусть даже русифицированных, то это не угроза для лидеров. Судите сами: уже полгода самая популярная социальная сеть в мире — MySpace — имеет русскую версию, но активность в ее русскоязычном сегменте настолько мала, что рассматривать ее в качестве конкурента лидерам рынка в ближайшее время бессмысленно. Вот-вот произойдет релиз второй популярной сети Facebook, и мы с интересом будем наблюдать, как сложатся отношения на данном высоко конкурентном и динамически развивающемся рынке.