Стива Баллмера (Steve Ballmer), Рея Оззи (Ray Ozzie) и Крейга Манди (Craig Mundie), как основных нынешних руководителей Майкрософт, можно обвинять во всех смертных грехах корпорации, но они были выбраны Гейтсом, работали с Гейтсом и всё еще подотчетны Гейтсу.
В конце концов он остался президентом компании и основным акционером, и он остается консультантом специальных проектов корпорации.
Гейтс как играл основную роль в разработке стратегии Майкрософт на ближайшие несколько лет, так он и будет продолжать играть заметную роль в превращении своей весьма прибыльной операционной системы и пакета Microsoft Office в любое «нечто», что может делать деньги, — все мы следим за тенденцией переноса программного обеспечения в режим online, ожидая появления дешевых, безопасных и надежных операционных систем для наших десктопов, лэптопов и КПК.
Итак, это еще не конец эры Билла Гейтса, даже с учетом того, что всё меньше его времени и забот используются для нужд Майкрософт, — поскольку он становится всемирным филантропом, создав свой фонд Bill & Melinda Gates Foundation.
Как программиста, инструктора, веб-разработчика и писателя, моя жизнь несомненно была сформирована Биллом Гейтсом и тем лучшим, что он создал в Майкрософт, и правильность этого выбора была подтверждена в 1985 г., когда мы применяли электронные таблицы Multiplan для расчетов в «Bensasson and Chalmers», колледже программистов, где я выполнял свою первую работу по программированию.
Бывшие конкуренты
Я помню первый запуск Windows 1.0 на компьютерах Apricot (Anglia Business Computers) и считаю, что эта операционная система была менее удобной, чем GEM, более ранняя графическая среда от бывших конкурентов Майкрософт Digital Research, и менее гибкой, чем Macintosh Finder.
Но Майкрософт знала, как учиться на ошибках, и улучшала свой продукт от одного релиза к другому, пока не добивалась желаемого.
На протяжении 80-х и 90-х годов я шел в ногу с новыми выпусками Windows и Office, отчасти потому, что считал, что мне нужно понять их, отчасти потому, что все делали то же самое.
Как только Internet Explorer стал доминирующим веб-браузером, любой веб-дизайнер должен был учитывать его особенности, нестандартные надстройки и сомнительные возможности, чтобы создаваемые сайты открывались в многочисленных несовместимых браузерах.
Но ситуация кардинально изменилась. И хотя доля присутствия Майкрософт в мире мобильников, IPTV и игровых приставок значительна, — по мере того, как новые разработки выходят из стен ИТ-лабораторий корпорации, — но будет Майкрософт в этом участвовать или нет, — она уже не является центром развития Глобальной Сети.
Самый характерный пример
Самый характерный пример — операционная система Vista, последняя версия Windows, по замыслу разработчиков, призванная изменить мир.
Возможно, она более безопасна и более устойчива, чем Windows XP, но многочисленные различия между Vista и ее предшественницей, особенно в администрировании системы, создают серьезный барьер для тех, кто пожелает модернизировать ОС.
Моя сестра, купившая новый домашний ПК с предустановленной Vista, сожалеет о том, что сразу же не установила XP.
Некоторые мои друзья работают в компаниях, использующих Vista, но большинство всё еще не перешли на нее (и не собираются!). Когда мне недавно нужно было установить Windows на мой десктоп Mac, я выбрал старую-добрую-лицензионную XP, потому что не нуждаюсь в тех возможностях, которые предлагает Vista!
Когда вышла Windows 95, я стоял в очереди, чтобы купить ее копию в «PC World», будучи уверен, что знание и понимание этой операционной системы является жизненно важным для меня, как консультанта, комментатора и критика ИТ.
В 1970-х и 1980-х годах корпорация IBM занимала доминирующее положение в компьютерной индустрии, и ее разработкам в этой области уделялось столько же внимания, сколько госдепартамент США уделял советскому Кремлю.
Мир, который Майкрософт помогал создавать персональный компьютер архитектуры IBM (можно сказать, что Майкрософт создавала цифровой мир «на плечах» IBM-совместимого ПК!), постепенно разрушал влияние IBM, — и хотя стратегия IBM всё еще является значительной и прибыльной, — ныне эта корпорация уже не задает тон в компьютерной индустрии.
Новый монарх (читай — новый монополист!)
История всегда повторяется, и сейчас то же самое происходит с Майкрософт.
Когда Евросоюз оштрафовал Майкрософт на $ 1,3 млрд. за нарушения антимонопольного законодательства, основным настроением в компьютерной индустрии было всеобщее злорадство, все наслаждались унижением корпорации-задиры (которая для многих является занозой в цифровой заднице!).
Некоторые считают, что потребность в карательных мерах ЕС созрела давно, это заставило бы Майкрософт изменить методы работы, помогло бы разделаться с ее монополизмом еще в 2000 году.
Легко представить Google, как нового монарха (монополиста!), — ныне все разработчики программного обеспечения, создающие новые инструменты, службы, программы и утилиты, должны теперь гадать, будет ли им по пути с Google, подобно тому, как компании, разрабатывающие дисковые утилиты и офисные системы, задавались этим же вопросом — о совместимости своего программного обеспечения с Microsoft — в 1980-х.
Но просто задаваться вопросом «Что будет делать Google?» уже недостаточно. Когда IBM и Microsoft доминировали в компьютерной индустрии, она была несущественной обособленной частью экономики, потому что в то время было трудно оценить инновационные технологии, относительно нерегулируемые по сравнению с более зрелыми секторами экономики, такими, как автомобильная промышленность или сталеварение.
Как Михаил Горбачев использовал свою власть, чтобы развалить Советский Союз, так Гейтс использовал Майкрософт, чтобы дать нам на каждый рабочий стол по персональному компьютеру — в офисы и школы, если не в каждый дом — и дать возможность подключения к Интернету каждому персональному компьютеру.
Конечно, Windows не была лучшей из всех возможных операционных систем, но она была достаточно хорошо создана и достаточно удобна в использовании, чтобы показать нам возможности и преимущества работы в сети, и достаточно дешевой (или достаточно легкой в пиратском копировании!), чтобы быстро распространяться даже в развивающихся странах.
Теперь мы имеем глобальную сетевую экономику, в которой информационные и коммуникационные технологии являются центральными для всех областей деятельности, — они уже не могут быть обособленными и нерегулируемыми.
Видимо, Майкрософт больше не может доминировать, но и Google не может управлять миром, который построил Гейтс.
Сомневаюсь, что Google это устраивает.
Bill Thompson
Closing the Gates after Bill. (Перевод: В. Сидоров).
Примечания
1. В оригинальном названии статьи — «Closing the Gates after Bill» — «обыгрывается» фамилия Гейтса: так называемая игра слов основана на значении английского слова Gates (ворота).
2. Билл Томпсон (Bill Thompson) — независимый журналист и постоянный комментатор программы Digital Planet (BBC World Service).