Общество формирует нас как личностей. Оно же прививает нам некие морально-этические нормы, приемлимые в его рамках. Поэтому коммуникация во всех её проявлениях — это не просто приятное времяпровождение в тёплой компании, а ещё и наша естественная потребность, необходимая для личностного роста и формирования представлений о себе.
Интернет — этот неиссякаемый источник новых благ — открыл неограниченные возможности по удовлетворению нашего вечного стремления к общению. В последние годы особую популярность приобретают программы голосового общения. В частности, «Skype», «Im2Phone», «Rave», «Time speak»
Впрочем, есть и свои минусы в этих, казалось бы, радужных тенденциях.
«Im2phone» не всегда доступен. На сервере случаются частые перебои, профилактики, технические неполадки. Да и качество передачи голоса оставляет желать лучшего.
«Skype» поглощает гигантские объёмы трафика даже в режиме общения тет-а-тет, не говоря уже о конференц-звонках. Для некоторых проблема расхода трафика всё ещё актуальна. Безлимитные пакеты далеко не везде доступны и дешевы.
«Rave» вообще мало кому известна, а «Time speak» используется преимущественно в частных локальных сетях в качестве games-клуба.
На этом фоне всё большую популярность приобретает сервер-клиентская программа «Ventrilo» — так называемый голосовой чат. Ещё недавно она также была знакома исключительно пользователям локальных сетей и геймерам. Но заложенный в неё потенциал, простота и качественность помогли ей занять особую нишу во всемирной сети.
Надо сказать, что все голосовые программы условно делятся на две группы: клиентские и сервер-клиентские приложения.
Клиентская программа отличается от сервер-клиентской в первую очередь тем, что позволяет устанавливать прямой контакт только с пользователем из личного списка абонентов. Проведение конференц-связи возможно лишь при условии, что человек, выступающий в роли организатора, находится в данный момент подключённым к Интернету и, к примеру, системе «Skype». Таким образом, налицо зависимость проведения любого мероприятия от одного пользователя — координатора или его заместителя.
Сервер-клиентская программа действует по иному принципу. Наличие серверной части позволяет создавать комплексы комнат, зафиксированных на сервере, круглосуточно включённом в web-структуры. Программа, запланированная в рамках такого голосового чата, не зависит от наличия тех либо иных пользователей в сети; конференц-связь является не дополнительной возможностью, а приоритетным видом общения, наряду с приватным, осуществляющимся в специально отведённых местах, защищённых паролем от проникновения случайных наблюдателей.
Ещё одним преимуществом сервер-клиентской программы над клиентской можно назвать качество передачи голоса и простое управление специальными кодеками, предназначенными для сжатия и компрессии аудиоданных. Для сравнения приведём статистику потребления трафика программами «Skype» и «Ventrilo»: первый берёт за час общения (в индивидуальном порядке или при конференц-связи) около 15−20mb; второй при межличностном общении (2−3 человека) поглощает не более 3−5mb, а во время конференций, в которых единовременно задействованы до 30 человек, количество расходуемого трафика возрастает до 7−10 mb.
И, наконец, если продолжать аналогию сравнения «Ventrilo» со «Skype», следует отметить тот факт, что голосовой чат представляется более либеральным, поскольку позволяет использовать свои услуги не только тем, у кого высокие скорости подключения (выделенная линия, ADsl, спутниковый Интернет), но и тем, кто пользуется обычными модемами, а также технологией мобильного Интернета — gprs. Для «Im2Phone» и «Rave» данная характеристика менее значима, т.к. они допускают возможность работы со своими сервисами при помощи deal-up.
Резюмируя вышесказанное, несложно сделать выводы о перспективности дальнейшего развития проекта голосового чата. Он занял свою социо-культурную нишу во всемирной сети Интернет, нашёл логичное и полезное применение.