Первым реализовал эту идею молодой талантливый инженер
Разразившаяся вскоре война заставила искать уникальной машине соответствующие задачи. Самолёты служили и в качестве транспортных, и в качестве санитарных, и перебрасывали важных лиц через линию фронта, поскольку сбить их было нелегко. Конечно, они участвовали и в бомбардировках. На них стояло столько пулемётов, что германские истребители не решались подлетать близко.
«Муромцам» довелось и поучаствовать в Гражданской войне под управлением красных военлётов, а также поработать на первой советской воздушной пассажирской линии Москва-Харьков.
В других странах тоже поняли, что большой самолёт — это большая боевая мощь, солидный бомбовый груз и несколько крупнокалиберных пулемётов. Англичане создали бомбардировщик Хендли-Пэйдж с двумя моторами Роллс-Ройс и специальным носовым кокпитом для пулемётчика.
Могучий немецкий Гота с двумя моторами Даймлера совершал ночные налёты на Лондон в 1917 году.
После окончания войны самолёты начали разрабатывать для коммерческих пассажирских перевозок. Фарман 60А был одним из первых «воздушных пакетботов».
При увеличении числа моторов их размещали разными способами — в два уровня или тандемом. Затем предпочли размещать просто в ряд.
При развитии собственного авиадела и Советской России потребовались самолёты-гиганты.
Но их приходилось покупать за границей, как, например, самый большой и один из самых совершенных для того времени немецкий Юнкерс G-38, имевший помимо основной 22-местной пассажирской кабины трёхместную в носу и две шестиместных в основаниях крыльев. А огромный самолёт-амфибия в фильме «Волга-Волга» — американского производства.
Первые в Советском Союзе большие самолёты строил инженер Туполев. Первые из них изготавливались в зале на втором этаже предоставленного КБ здания, а затем отвозились на аэродром, собирались и испытывались.
Самым выдающимся проектом того времени был АНТ-20 Туполева, показавший великолепные лётные качества. Его проектировали как летающий агитклуб, назначением которого было привозить свежую политинформацию в глубинку. На борту была смонтирована система громкого вещания, установлена типография, оборудован буфет. К сожалению, успешно прошедший лётные испытания самолёт-гигант, получивший имя «Максим Горький», разбился во время майского авиапарада. В происшедшем обвинили пилота, делавшего мёртвую петлю вокруг крыла самолёта и также погибшего.
Проект не был оставлен — его развитием стал АНТ-20бис, получивший более мощные моторы, благодаря чему удалось избавиться от тандема наверху фюзеляжа. Он успешно летал по линии Москва-Минводы, во время войны стал использоваться как транспортный и разбился в 1942 году.
Туполев строил и огромные гидросамолёты. Вот АНТ-6 с 6-ю расположенными попарно моторами и двумя корпусами по типу катамарана. Идея этой машины принадлежала талантливому конструктору Бартини.
А в Америке бывший соотечественник Туполева Сикорский, построивший первых воздушных гигантов, обеспечил сообщение в Карибском регионе за счёт своих огромных гидропланов — на маленьких островах сложно было устроить аэродромы.
Инженер Калинин задался целью построить огромное «летающее крыло». Но 7-моторный К-7 разбился в первом же полёте — отвалился хвостовой стабилизатор, укреплённый на двух тонких балках. Однако цели своей конструктор достиг и построил серию бесхвостых бомбардировщиков, но вскоре его репрессировали, а самолёты уничтожили. Идею огромного самолёта-крыла, взлетавшеего с воды, прорабатывал и известный учёный
Немецкий инженер Дорнье построил 3 экземпляра гигантского Do-X, на трёх палубах которого имелись даже туалеты. Их посредством планировалось наладись трансатлантическое сообщение, но один вскоре разбился, а затем и два других.
В Америке разрабатывались поистине фантастические проекты лайнеров-гидропланов. Некоторые из них даже не были реализованы — хотя бы потому, что не существовало подходящих силовых установок и пришлось бы брать на борт очень много топлива.
Гидросамолёты хорошо послужили в войну, борясь с подводными лодками, поддерживая флот и его базы, выполняя спасательные операции и доставляя десант.
Обычные сухопутные бомбардировщики тоже впечатляли — они несли немалый бомбовый груз, а для защиты от атак истребителей были оснащены множеством пулемётов и пушек во вращающихся башенках и турелях. Нередко это вооружение управлялось ламповой электроникой аналогового типа. Очень впечатляли советский Пе-8, английский Ланкастер, американские Консолидейтед Либерейтор и «Летающие Крепости» концерна Боинг.
После войны рост интенсивности коммерческих авиаперевозок потребовал создания сверхбольших пассажирских и грузовых самолётов. Антей и Руслан советского конструктора Антонова используются и западными организациями за неимением достойных аналогов. Антей может садиться на грунт, на песок, на лёд, поэтому активно используется нефтяниками и прочими тружениками Крайнего Севера. Руслан — ещё более многоцелевая машина, она высоко ценится военными. Мрия, использовавшаяся для транспортировки компонентов комплекса Буран, вообще не имеет равных в принципе.
Пассажирские перевозки во всём мире обеспечиваются в основном американскими Боингами и французскими Аэробусами, а также советскими самолётами
Сейчас особо острая конкуренция наблюдается между новой версией Боинга-747 и Аэробусом А-680, подобно тому, как в своё время соперничали между собою океанские лайнеры. И эти машины предназначены прежде всего для перевозки богатых туристов, в их салонах есть все удобства, а пассажиры располагают даже подобиями купе, как в спальном вагоне, описаном Верном в «80 дней вокруг света».
В 70-е годы прорабатывалась идея создания мега-лайнера, способного летать вокруг света и через полюс и имеющего на борту все мыслимые удобства, вплоть до ванных комнат. Не оставляется она и сейчас, более того — предполагается, что такой аппарат будет летать быстрее звука, а по комфорту многократно превзойдёт тесный Конкорд. Близится к финишу проект Дримлайнер концерна Боинг, а инженеры уже поговаривают о суборбитальных лайнерах — полёты на них должны быть более быстрыми и экономичными.