Нужна ли платформа для разработки приложений в социальной сети «ВКонтакте»?

Реклама
Профессионал

Ни для кого давно не секрет, что одна из самых популярных сетей «ВКонтакте», победоносно шагающая по территории бывшего СССР, придумана была далеко за пределами наших земель, а именно в США. У них это называется Facebook. Когда же, оглядываясь на успехи «Facebook», наши соплеменники решили, что дело стоит повторить, то выбран был путь тотального клонирования.

В настоящий момент сеть «ВКонтакте», как и «Facebook» в момент своего взлета, переживает лавинообразный рост пользовательской активности и рост показателя PPU (Pages Per User). Пользователи «ВКонтакте» генерируют в среднем по 100 просмотров страниц социальной сети в сутки — беспрецедентное число в отечественном интернете. С «Facebook» подобное наблюдалось несколько лет назад, потом регистрации и просмотры страниц пошли на спад, но был придумано нечто, что вернуло жизнь сервису и подняло его вероятную стоимость с $ 750 млн. в 2006 году до $ 15 млрд. в 2007 году. Это «нечто» — платформа для сторонних разработчиков, которые смогли своими веб-приложениями дать прирост и без того гигантской аудитории «Facebook», а самому «Facebook» дать укол адреналина, который так был нужен ему в тот момент. Создатели «ВКонтакте» пока не смогли повторить данный шаг «Facebook», да и давайте посмотрим, нужно ли им это вообще в настоящий момент, и понадобится ли в будущем?

Реклама

Как это ни парадоксально, но наша социальная сеть стала для ее участников тотальной заменой почти всем средствам общения в современном мире. Сеть «ВКонтакте» моему окружению почти заменила телефон (договариваться о групповом времяпровождении все стали именно тут), e-mail, ICQ и многие другие. Многие пользуются сетью для напоминания себе о днях рождения и просто для привычного «форумного» общения в здешних группах — теперь не нужно иметь кучу регистраций, как это происходит с разрозненными форумами. В отличие от тех же «Одноклассников», тут действительно удобно общаться, и всем совершенно наплевать, что по истории общения нет никакого поиска. Если спроецировать весь этот, на первый взгляд, бесхитростный функционал на отечественного среднестатистического интернет-пользователя, то становится ясно, что и добавить-то сюда больше нечего. Что дадут сторонние разработчики этой сети, если их подпустить к армии пользователей «ВКонтакте»?

Реклама

Если посмотреть на самые популярные приложения «Facebook», то нетрудно заметить, что они не выделяются особой технологичностью, а банально паразитируют на желании пользователей быть замеченными, на застенчивости.

«Думаешь, что твой друг горячая штучка? Скажи ему об этом и подними свой рейтинг!»
«Тебе недостаточно Poke! Твоего друга? Тогда используй инструменты „толкнуть“, „обнять“ или даже „кинуть овцу“!»
«Цветом своего сердца покажи свое состояние души!»

Есть на «Facebook» и другие приложения, которые интегрируют полный или частичный функционал других веб-сервисов в «Facebook». Например, мной были испытаны приложения для работы с Gmail, LinkedIn, Last. fm, Skype и др. Функционал этих приложений крайне убог в большинстве случаев. Еще одна напасть состоит в том, что пользователи, увлекающиеся добавлением все большего и большего количества приложений, делают свой профайл тем, что смело можно назвать «моя свалка 2.0». Справедливости ради стоит заметить, что создатели этих приложений имеют ряд мотивационных причин творить в «Facebook»:

Реклама

1. Зарабатывают на рекламе, которую можно по определенным правилам размещать в Facebook Apps.
2. Выращивают свою пользовательскую базу пользователями «Facebook», ведь исполняемый код приложений не хранится на серверах «Facebook» — удаленные сервисы только взаимодействуют с ним посредством API, выстраивая свои конструкции специальным языком разметки Facebook Markup Language. Многие приложения требуют регистрации на сервисах-родителях, пусть даже не покидая сам «Facebook».

Теперь давайте вернемся к реалиям отечественного интернета. Будут ли создатели сайтов писать приложения для «ВКонтакте»? Безусловно будут, но вот только не все, и не сразу. Большинство отечественных сервисов разрабатывается энтузиастами, а о миллионных инвестициях на развитие многие только и читали в западном TechCrunch или Mashable! В наших реалиях не стоит ожидать лавинообразного притока качественных сервисов, так как и самостоятельных их на 2−3 порядка меньше, чем «там». Более того, не ясна и модель заработка самой социальной сети «ВКонтакте». Как он даст что-то заработать программистам сторонних сервисов? А о засилии в наших пенатах спамеров и их коллег и говорить не приходится — первыми на открытую платформу присядут они, выуживая данные пользователей, большинство которых в интернете очень недавно, и отдадут даже душу, если красиво описать процесс и пообещать золотые горы.

Реклама

Спросите у вашей секретарши, которая 100% уже зарегистрирована «ВКонтакте», нужно ли ей что-то менять или добавлять, нужен ли ей просмотр роликов RuTube на страницах сети вместо встроенного проигрывателя, нужна ли ей интеграция с Flickr или отображение погоды с Yandex (после регистрации в последнем, естественно). Ответ будет «нет», как и у остальных пользователей сети.

Если вернуться к создателям и их стратегии взращивания сервиса, то становится очевидно, что они ждут пика роста, чтобы получить или максимальные инвестиции, или продать сервис с потрохами очередным газовщикам/нефтяникам/угольщикам (помните, что RuTube был куплен Газпромом?). Велика Россия, и Интернет долго еще будет идти в таежные юрты, а ведь жители их и дадут отчетную перспективу роста. «Facebook» имел потолок роста, так как количество интернет-включений в США — величина почти постоянная, да и ориентирована она на студенческую аудиторию; она позволяла только увеличить точность прогнозов, а потому, приблизившись к потолку роста, команда была готова предложить «что-то еще». В случае с «ВКонтакте» очень интересно будет наблюдать, когда создатели увидят этот плавающий потолок и предложат не просто очередной SuperPoke! пользователям, а открытую платформу для сторонних приложений, которая должна быть никак не хуже теперешней Facebook’овской.

Время пошло…

Реклама