В настоящий момент сеть «ВКонтакте», как и «Facebook» в момент своего взлета, переживает лавинообразный рост пользовательской активности и рост показателя PPU (Pages Per User). Пользователи «ВКонтакте» генерируют в среднем по 100 просмотров страниц социальной сети в сутки — беспрецедентное число в отечественном интернете. С «Facebook» подобное наблюдалось несколько лет назад, потом регистрации и просмотры страниц пошли на спад, но был придумано нечто, что вернуло жизнь сервису и подняло его вероятную стоимость с $ 750 млн. в 2006 году до $ 15 млрд. в 2007 году. Это «нечто» — платформа для сторонних разработчиков, которые смогли своими веб-приложениями дать прирост и без того гигантской аудитории «Facebook», а самому «Facebook» дать укол адреналина, который так был нужен ему в тот момент. Создатели «ВКонтакте» пока не смогли повторить данный шаг «Facebook», да и давайте посмотрим, нужно ли им это вообще в настоящий момент, и понадобится ли в будущем?
Как это ни парадоксально, но наша социальная сеть стала для ее участников тотальной заменой почти всем средствам общения в современном мире. Сеть «ВКонтакте» моему окружению почти заменила телефон (договариваться о групповом времяпровождении все стали именно тут), e-mail, ICQ и многие другие. Многие пользуются сетью для напоминания себе о днях рождения и просто для привычного «форумного» общения в здешних группах — теперь не нужно иметь кучу регистраций, как это происходит с разрозненными форумами. В отличие от тех же «Одноклассников», тут действительно удобно общаться, и всем совершенно наплевать, что по истории общения нет никакого поиска. Если спроецировать весь этот, на первый взгляд, бесхитростный функционал на отечественного среднестатистического интернет-пользователя, то становится ясно, что и добавить-то сюда больше нечего. Что дадут сторонние разработчики этой сети, если их подпустить к армии пользователей «ВКонтакте»?
Если посмотреть на самые популярные приложения «Facebook», то нетрудно заметить, что они не выделяются особой технологичностью, а банально паразитируют на желании пользователей быть замеченными, на застенчивости.
«Думаешь, что твой друг горячая штучка? Скажи ему об этом и подними свой рейтинг!»
«Тебе недостаточно Poke! Твоего друга? Тогда используй инструменты „толкнуть“, „обнять“ или даже „кинуть овцу“!»
«Цветом своего сердца покажи свое состояние души!»
Есть на «Facebook» и другие приложения, которые интегрируют полный или частичный функционал других веб-сервисов в «Facebook». Например, мной были испытаны приложения для работы с Gmail, LinkedIn, Last. fm, Skype и др. Функционал этих приложений крайне убог в большинстве случаев. Еще одна напасть состоит в том, что пользователи, увлекающиеся добавлением все большего и большего количества приложений, делают свой профайл тем, что смело можно назвать «моя свалка 2.0». Справедливости ради стоит заметить, что создатели этих приложений имеют ряд мотивационных причин творить в «Facebook»:
1. Зарабатывают на рекламе, которую можно по определенным правилам размещать в Facebook Apps.
2. Выращивают свою пользовательскую базу пользователями «Facebook», ведь исполняемый код приложений не хранится на серверах «Facebook» — удаленные сервисы только взаимодействуют с ним посредством API, выстраивая свои конструкции специальным языком разметки Facebook Markup Language. Многие приложения требуют регистрации на сервисах-родителях, пусть даже не покидая сам «Facebook».
Теперь давайте вернемся к реалиям отечественного интернета. Будут ли создатели сайтов писать приложения для «ВКонтакте»? Безусловно будут, но вот только не все, и не сразу. Большинство отечественных сервисов разрабатывается энтузиастами, а о миллионных инвестициях на развитие многие только и читали в западном TechCrunch или Mashable! В наших реалиях не стоит ожидать лавинообразного притока качественных сервисов, так как и самостоятельных их на 2−3 порядка меньше, чем «там». Более того, не ясна и модель заработка самой социальной сети «ВКонтакте». Как он даст что-то заработать программистам сторонних сервисов? А о засилии в наших пенатах спамеров и их коллег и говорить не приходится — первыми на открытую платформу присядут они, выуживая данные пользователей, большинство которых в интернете очень недавно, и отдадут даже душу, если красиво описать процесс и пообещать золотые горы.
Спросите у вашей секретарши, которая 100% уже зарегистрирована «ВКонтакте», нужно ли ей что-то менять или добавлять, нужен ли ей просмотр роликов RuTube на страницах сети вместо встроенного проигрывателя, нужна ли ей интеграция с Flickr или отображение погоды с Yandex (после регистрации в последнем, естественно). Ответ будет «нет», как и у остальных пользователей сети.
Если вернуться к создателям и их стратегии взращивания сервиса, то становится очевидно, что они ждут пика роста, чтобы получить или максимальные инвестиции, или продать сервис с потрохами очередным газовщикам/нефтяникам/угольщикам (помните, что RuTube был куплен Газпромом?). Велика Россия, и Интернет долго еще будет идти в таежные юрты, а ведь жители их и дадут отчетную перспективу роста. «Facebook» имел потолок роста, так как количество интернет-включений в США — величина почти постоянная, да и ориентирована она на студенческую аудиторию; она позволяла только увеличить точность прогнозов, а потому, приблизившись к потолку роста, команда была готова предложить «что-то еще». В случае с «ВКонтакте» очень интересно будет наблюдать, когда создатели увидят этот плавающий потолок и предложат не просто очередной SuperPoke! пользователям, а открытую платформу для сторонних приложений, которая должна быть никак не хуже теперешней Facebook’овской.
Время пошло…