Людям свойственно по мере необходимости придумывать все новые и новые рукотворные изделия, полезные для наших потребностей. Изобретение колесницы много тысяч лет назад было не менее революционным изобретением, чем в наше время — создание атомных ледоколов.
Грузовые суда делятся на сухогрузы, которые везут твердые грузы, и танкеры, которые возят жидкости.
Сухогрузы делятся на:
- балкеры;
- контейнеровозы;
- ролкеры;
- лихтеровоз;
- рефрижераторы.
Все эти типы судов необходимы, все они напряженно работают, причем каждый — на своей линии, перевозя те или иные грузы, которые надо максимально дешево, хоть и не слишком быстро, переправить на большие расстояния.
Балкеры (навалочники) перевозят сыпучие грузы навалом с трюме (руда, уголь, зерно, цемент).
Первым балкером был английский пароход «SS John Bowes», который в 1852 году сделал первый рейс, перевозя уголь. В 1902 году был построен первый саморазгружающийся балкер «Hennepin». При этом сам термин «балкер» появился только в 1955 году.
В наше время балкеры составляют 40% всего мирового торгового флота, их количество превышает 6800, а их общий дедвейт — свыше 420 млн. тонн.
Контейнеровозы перевозят грузовые контейнеры стандарта ISO. Суда такого типа легко и быстро нагрузить, а потом и разгрузить.
Первые контейнеровозы были построены в 1950-е годы. Правда, их емкость была тогда всего около 1000 TEU (Twenty-foot Equivalent Unit, или 20-футовый контейнер стандарта ISO). Современные суперконтейнеровозы перевозят более 18 200 TEU, а в планах — контейнеровозы на более чем 21.000 TEU.
Ролкеры (roll (англ.) — «катить»), или суда тира ро-ро — суда с горизонтальной загрузкой груза. Обычно служат для перевозки разнообразной колесной техники. Ролкеры делятся на грузовые и грузопассажирские.
Грузовые:
- ConRO (container ship + RORO) — в трюм загружаются автомобили, а на верхнюю палубу кран грузит стандартные контейнеры.
- RoLo (roll-on/lift-off) — грузы загружаются как через аппарель, так и при помощи крана.
Грузопассажирские — ROPAX (RORO + passenger), в гаражный трюм принимают автомашины, а их пассажиры путешествуют на пассажирских палубах.
Лихтеровозы — это суда, перевозящие специальные баржи — лихтеры. Используются там, где большие суда не могут подойти к берегу из-за недостаточной глубины или по причине отсутствия оборудования для разгрузки больших судов. Первый лихтеровоз был построен в 1969 году.
Лихтеры широко используются странами с большой прибрежной линией. Они отлично работают в Норвегии и России. У нас существует единственный в мире атомный лихтеровоз ледового класса, обслуживающий города и поселки Северного морского пути на побережье Ледовитого океана.
Танкеры — суда для перевозки наливных грузов.
Танкеры появились во второй половине XIX века — люди начали использовать нефть. До этого ее пытались возить в бочках и металлических ящиках. Но уже в 1871 году для перевозки добытой нефти из Баку до Астрахани начали использовать парусную шхуну «Александр», в трюм которой были вмонтированы большие железные ящики. Нефть в судно наливали и выгружали при помощи насосов.
А в 1876 году по заказу нефтепромышленников братьев Нобель в Швеции был построен первый танкер «Зороастр», который имел цистерны емкостью 400 тонн. Впоследствии он был переделан и нефть начали наливать прямо в специально оборудованный трюм.
Название «танкер» появилось не сразу, вначале танкеры регистрировали как «нефтеналивные пароходы». В наше время активно эксплуатируются «супертанкекры», чья емкость превосходит 320.000 тонн. Целый ряд аварий с танкерами, произошедших во второй половине XX века, заставили поменять конструкцию танкеров, сделав их двухкорпусными. Во внутренний наливают нефть — и при повреждении внешнего корпуса есть надежда обойтись без разлива нефти в море в месте аварии.
Сегодня танкеры перевозят не только нефть и нефтепродукты, но и сжиженные природный газ или аммиак. Существуют танкеры для перевозки питьевой воды и вина.
Рефрижераторы — суда, трюмы которых снабжены охлаждающими установками. Служат для перевозки скоропортящихся грузов. Рефрижераторы делятся на низкотемпературные, универсальные и фруктовозы. Низкотемпературные рефрижераторы обеспечивают в своих трюмах температуру до -30 градусов Цельсия, что позволяет спокойно перевозить замороженные мясо и рыбу.
Когда-то изобретение рефрижераторов сделало возможным развивать мясное животноводство в Аргентине, позволив заморозить и транспортировать произведенную в этой стране говядину в США и Европу.
Когда людям нужно перевозить что-то новое — появляется новый тип грузовых судов, ведь речные и морские перевозки дешевле перевозок воздушных или по земле. Уверен, если появится необходимость перевозить что-то совсем необычное, для чего негодны существующие суда — скоро появится новый тип грузовых судов.