Возможно, вы сильно удивитесь, но «виновата» в происходящем… математика. А точнее, математическое действие, которое вы освоили ещё до школы — вычитание.
Начну издалека. Посмотрите на офисный кондиционер. Когда слишком жарко, он охлаждает воздух, когда холодно — нагревает. В обоих случаях он приводит температуру воздуха в комфортный для вас диапазон.
Ещё пример: если вам попался текст на неизвестном языке, вы пользуетесь автоматическим переводчиком, который переводит текст на известный вам язык. Такие уж мы, люди, привередливые: и температуру воздуха подавай нам комфортную, и тексты на знакомом языке…
А знаете ли вы, что внутри телевизора тоже есть такой электронный привереда? Зовётся он по-научному «трактом промежуточной частоты». Подавай ему две несущих частоты 38 и 31,5 МГц, и всё тут. Несущими они называются, потому что на себе что-то несут. Первая — сигнал изображения, вторая — сигнал звука.
Но вот проблема: вещают-то телеканалы на разных частотах. Значит, и этому электронному привереде — тракту промежуточной частоты — нужен электронный же переводчик. Зовут его «селектором каналов». Он-то и приводит несущие частоты изображения и звука разных каналов к этим двум значениям. И делает он это при помощи того самого вычитания. В профильной литературе описано, как именно это происходит.
Тракт промежуточной частоты усиливает получающиеся в селекторе каналов телевизионные сигналы и пропускает их через фильтр. Чтобы ничего выходящего за пределы полосы пропускания не просочилось. Если быть занудой, то почти ничего — немного, конечно, посторонние сигналы проникают.
А затем всё это поступает на такое техническое устройство, как видеодетектор. Он выделяет два сигнала. Один — это сигнал изображения, а у второго название романтическое и загадочное: «вторая промежуточная частота звука». Чему она равна? Ну, мы же всю статью про вычитание говорим. Вот и сейчас давайте его произведём: 38 — 31,5 = 6,5 МГц.
Этот сигнал поступает на тракт промежуточной частоты звука. По сравнению с трактом промежуточной частоты изображения, он очень прост: его схему можно напечатать на листе бумаги размером с банковскую карту, и получится вполне разборчиво. Но суть та же: усилитель, фильтр с определённой полосой пропускания и детектор, на выходе которого — аудиосигнал, который остаётся пропустить через усилитель низкой частоты и подать на акустическую систему.
Только всю эту стройную, проверенную временем систему разрабатывали, когда никаких компьютерных титров в телепередачах ещё не было. А когда она появилась, решили не менять. Why change what works?
- А титры — это резкие, часто повторяющиеся перепады яркости, а значит, более высокие частоты в видеосигнале. Он начинает проникать в полосу пропускания тракта промежуточной частоты звука, что мы, собственно, и слышим, едва появляются титры…
Но с недавнего времени многие телезрители заметили исчезновение треска во время показа титров. Что же произошло?
Да вы просто купили цифровую приставку. Там всё сложнее, там целый компьютер, только маленький. А в нём всё как в обычном компьютере: процессор, ПЗУ, ОЗУ, видеоадаптер и остальное.
А теперь посмотрите, сколько кабелей идёт от приставки к «тюльпанам» подключённым к телевизору? Два. Возможно, они склеены вместе, но их всё равно два. Один для видео, второй для звука. В приставке соответствующие сигналы вырабатывают отдельные узлы, в телевизоре обрабатывают тоже отдельные узлы. Их взаимное влияние настолько минимально, что им можно пренебречь.
Вот потому больше и не трещит.