За что в Великую Отечественную попал под трибунал боевой генерал Чуваков?

Реклама

Начало войны генерал-майор Никита Емельянович Чуваков встретил в «школьной» должности начальника Высшей специальной школы Генштаба, созданной «в целях решительной перестройки в подготовке кадров Разведывательной службы Красной Армии». На такой пост случайный человек попасть бы не мог…

К тому времени у бывшего шорника были за плечами октябрьские бои 17-го в Москве, гражданская война, учеба в военной академии, служба на командных должностях в штабах пограничных Северо-Кавказского и Харьковского военных округов…

В октябре 1941-го главком Юго-Западного направления Тимошенко забрал Чувакова к себе генерал-адъютантом, а в январе 1942-го его назначили заместителем командующего 12-й армии, оборонявшей Донбасс. Несколько месяцев она надежно защищала Ворошиловградское направление. Но летом враг развернул крупномасштабное наступление на Воронеж и затем на юг, в тыл Южного фронта.

Реклама

Чтобы избежать окружения, армия с боями отступила к Ростову. Ее командованию удалось сохранить силы для отпора противнику на рубеже Дона. Заняв позиции между станицами Аксайской под Ростовом и Багаевской, расположенной километров за сто выше по течению, она задержала врага, не позволила форсировать реку.

Соседи, однако, оказались менее стойкими — фашисты переправились в низовьях и верховьях Дона и ринулись на Северный Кавказ. Армия опять получила приказ отступать. Сдерживая натиск противника на промежуточных рубежах, она отошла на подступы к Туапсе и в середине августа стала здесь насмерть, не дав врагу выйти к Черному морю.

27 августа Чувакова назначили командиром стрелковой дивизии. Причина этого явного понижения стала известна лишь через семь десятков лет. Оказывается, он выступил против создания в 12-й армии заградотрядов, предписанных приказом № 227 «Ни шагу назад!». Никита Емельянович был убежден, что эта карательная мера неоправданна по отношению к воинам соединения, отступавшего только по приказу. Военный трибунал Северо-Кавказского округа осудил его на четыре года лагерей, но ввиду тяжелого военного положения приговор заменили условным наказанием. «Искупать вину» Чувакову предстояло в боях.

Реклама

Дивизия под командованием Никиты Емельяновича геройски дралась на оборонительных рубежах под Туапсе, а через полгода успешно наступала — форсировала Кубань, участвовала в освобождении Краснодара и боях за Новороссийск. В ходе Краснодарской операции генерал-майор Чуваков был награждён орденом Красного Знамени. Реабилитация состоялась.

Реклама

Дальше были Левобережная Украина, форсирование Днепра, освобождение Житомира, трудная переправа через Нарев, штурм городов-крепостей в Польше и Германии. После Победы Никита Емельянович служил в Группе советских войск в Германии, затем в центральном аппарате Министерства обороны СССР.

На малой родине в Тульской области Н. Е. Чуваков бывал часто, его постоянно приглашали на встречи с молодежью. Боевому генералу было что вспомнить. Войска под его командованием за успешные боевые действия 22 раза отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего, он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден полководческим орденом Богдана Хмельницкого I степени и другими высокими орденами (только «Красного Знамени» у него было пять!).

К сожалению, многое из пережитого в годы Великой Отечественной войны оставалось за рамками этих рассказов: о чем-то говорить было больно, а о чем-то просто нельзя по военным, политическим и иным мотивам…

Реклама