Есть три вида кинорежиссёров.
Первый — студийные. Снимают блокбастеры, бюджет которых строго расписан до мельчайших затрат. Их фильмы ориентированы на аудиторию и зарабатывание денег. Как правило, фильмы эти не отличаются друг от друга, и вообще иногда кажется, что их снимал один человек. Например, Дэвид Йейтс, подсадивший мир на серию «Гарри Поттер и Фантастические твари».
Второй вид — режиссёры-творцы. Снимают кино не для всех. Бюджет собирают с миру по нитке, актёров ищут на улице или приглашают тех, кто «наелся» студийными работами и хочет попробовать себя в чём-то другом. Поднимают нестандартные проблемы и говорят нестандартным же киноязыком. К таким относится, к примеру, Мартин Макдонах, чьи «Три билборда…» в своё время номинировались на все подряд награды.
Но есть и гибрид первых двух видов режиссёров, их можно назвать «студийными творцами». Такие ребята, как Кристофер Нолан, Гай Риччи и, с небольшой натяжкой, Квентин Тарантино, снимают замечательные авторские фильмы, но в то же время не забывают, что их смотрит большая аудитория. На производство их фильмов выделяют хороший бюджет, при этом творцам не связывают руки. И по итогу зрители получают качественное, развлекательное, но в то же время авторское кино.
Рассказу об одном из «студийных творцов» и посвящён данный цикл статей.
Его зовут Эдгар Райт, он — британский кинорежиссёр 1974 года рождения, сценарист, актёр и продюсер. Массовому зрителю известен благодаря картинам «Типа крутые легавые», «Малыш на драйве» и «Скотт Пилигрим против всех».
Разумеется, любовь к кино ему привилась ещё в детстве. Пока родители работали, оформляя ярмарки, Эд-младший с братом смотрели фильмы в кинотеатрах на двойных сеансах. В 14 лет Райт увидел документальный фильм о том, как Сэм Рейми снимал «Зловещих мертвецов», и захотел сотворить что-то своё. В этот момент зародилась искорка, впоследствии разгоревшаяся до мирового пожара.
Но до «Армагедца» ещё далеко. На дворе 88-й год — будущий режиссёр учится в школе, параллельно снимая «глупые», по собственному признанию, фильмы. Актёры — одноклассники, камера — 8-миллиметровая, подаренная кем-то из родственников. Впрочем, однажды Райт победил в конкурсе на телевизионной программе «Going Live!», за что получил камкордер Video-8 — в то время неплохой инструмент видеосъёмки. А в 20 лет Эдгар окончил колледж Bournemouth Arts и снял свой первый полнометражный фильм.
«Величайший вестерн из снятых… в Сомерсете», — так звучит слоган картины «Пригоршня пальцев». Пародийный фильм о ковбоях, высмеивающий штампы классического киножанра. Повествуется в нём о странствиях молчаливого героя с индийским приятелем, разыскивающего «Косого» — злодея. Картина переполнена шутками, отсылками и «визуальным юмором», к которому мы ещё вернёмся.
Режиссёр не был доволен дебютом, хотя канал «Sky Movies» взялся показать «Пригоршню пальцев» по спутниковому телевидению. И не зря: на работу обратили внимание комики Мэтт Лукас и Дэвид Уолльямс. Они-то и пригласили Райта на пост режиссёра «Mash and Peas» — сериала, от которого мало что осталось в Интернете.