По-настоящему знаменитым беглецом был один Михаил Барышников. Во время гастролей в Канаде солист Большого театра попросил политического убежища. Случилось это в 1974 году. Был огромный скандал, была куча анекдотов. Лично мне более всех понравился:
— Когда Большой Театр становится Малым?
— Когда возвращается из зарубежных гастролей.
Вокруг бегства Барышникова был сильный шум. Он перебрался в США. Танцевал, играл в кино и сериалах, был номинирован и на «Оскар», и на «Золотой глобус», но не получил ни разу.
Сейчас живет в Риге, получил местное гражданство. Занимается фотографией, коллекционирует живопись.
Еще был хоккеист Александр Могильный, но его «бегство» в 1989 году, когда все в СССР уже рушилось… Ну сбежал, ну подписал контракт с НХЛ. Через пару лет другие русские легионеры уже законно ехали в Канаду и США, подписывали контракты на лучших условиях. Контракт с ним, оказалось, был не очень выгоден — не по его звездному уровню. А капитализм — чего вы хотите. Гражданства его не лишали, имеет двойное гражданство России и США.
Остальные беглецы из СССР вовсе не были знаменитыми, став таковыми благодаря бегству.
13 декабря 1974 года с борта советского круизного лайнера «Советский Союз» в океан спрыгнул ученый, океанолог Станислав Курилов. Спрыгнув, плыл по океану около 100 км, доплыл до одного из Филиппинских островов и сдался властям. Попросил убежища в Канаде и получил его.
Сначала работал разнорабочим в пиццерии, потом подучил английский и работал в фирмах, занимающихся морскими исследованиями. В конце концов осел в Израиле. Там и погиб 29 января 1998 г. Работал он водолазом, погрузился в воду освобождать приборы из рыбацкой сети. Запутался в сети сам и задохнулся, когда у него кончился кислород в баллонах.
Как-то глупо нырять без связи и страховки, так обычно водолазы не делают. На них постарались сэкономить? Ну да, давно это уже случилось, теперь не разобраться.
Живя в Израиле, Курилов успел написать документальную книгу о своем бесстрашном побеге из коммунистического ада. Я читал. Он очень интересно описал свой заплыв. Как он пытался добраться до земли, а морские течения его проталкивали мимо. Вроде бы исследователь океана должен знать, где проходят какие именно течения. Тем более, он планировал именно там убежать в поисках свободы. Видимо, чего-то не учел, но ему очень повезло тогда, сумел все же, вопреки недостаткам подготовки побега, добраться до земли.
Очевидно, наслушавшись по «Голосу Америки» про подвиг Станислава Курилова, 14 января 1979 года с борта круизного теплохода «Леонид Собинов» прыгнула официантка теплохода
Пару лет была «на слуху». Приняла участие в ню-сессии для Пентхауса, получив не то 10.000, не то даже 15.000 долларов. Рекламировала какие-то купальники, благо молодое тренированное тело это позволяло делать.
Вышла замуж. Раз, другой. Когда развелась во второй раз — куда-то уехала. Возможно, в Англию, где, вероятно, живет и по сию пору. Или нет… Кому она сегодня нужна?
Военный летчик Виктор Беленко сбежал в 1976 году к американцам с новым секретным истребителем (неприятно даже думать, какие плюхи влепили КГБ-шники его командиру полка и их особисту). Получил гражданство США, но вскоре вроде бы разбился на машине.
Еще был шахматист Игорь Иванов. Он в 1980 году выпрыгнул из самолета, летевшего из Гаваны в Москву. В Гаване он играл на международном шахматном турнире. Прыжок окончился удачно благодаря тому, что самолет в это время стоял на земле, дозаправлялся топливом на канадском аэродроме.
Выпрыгнув на взлетно-посадочную полосу аэродрома, Иванов сходу попросил политического убежища, которое ему мгновенно было дано.
Новый канадский гражданин 4 раза становился чемпионом Канады по шахматам. Других успехов в этом виде спорта он не имел. Играл на коммерческих турнирах в США. Заработанных таким образом денег ему хватало на жизнь. Со временем переехал в США, оставшись гражданином Канады, и занялся тренерской деятельностью.
Глубоко драматичным был побег 10 апреля 1970 года гражданки СССР по имени Дайна Палена (не решусь склонять ее фамилию…). Она работала официанткой на рыболовецком судне, ловившем рыбу в Северной Атлантике недалеко от берегов Америки. Приняла какую-то отраву. Врач корабля спасти ее не мог. Судно попросило разрешить принять заболевшую в американском госпитале. В госпитале Дайна сразу попросила убежища в США. Убежище было ей предоставлено.
Если учесть, что через 20 лет, когда ей можно уже было возвращаться домой с триумфом, она никак не проявила себя. Можно полагать, что ее дела в США пошли недостаточно хорошо.
Если ограничиваться побегами только советских граждан, то перечисленные случаи — наиболее известные удачные побеги из СССР.