Как Александр Беляев попал в литературу? Начало творческого пути

Реклама
Грандмастер

Вернувшись из-за границы, Александр Беляев принимает серьёзное решение — оставить юриспруденцию. Для того чтобы зарабатывать хоть что-то на хлеб насущный, он в качестве режиссёра участвует в постановке оперы «Спящая красавица». А ещё состоит членом Смоленского симфонического общества и общества любителей изящных искусств.

Перейти к первой части статьи

В журнале для детей «Проталинка» издают пьесу Беляева — «Бабушка Мойра». В марте 1914 года будущий фантаст становится постоянным сотрудником упомянутого журнала.

Реклама

Александр Романович подумывает о переезде в Москву, надеясь открыть там для себя новые возможности. Однако вскоре начинается Первая мировая война.

В 1914 году Беляев сотрудничает также с газетой «Смоленский вестник». В 1915 году он становится её редактором.

Однако в 1916 году в жизни писателя происходят драматические события. Врачи обнаруживают у него туберкулёз позвоночника. Это было результатом неумелых действий одного из врачей несколько лет назад, когда Беляев болел плевритом.

Такой диагноз в те годы звучал как приговор. У Беляева начинаются финансовые проблемы, от него уходит жена, и многие знакомые Александра Романовича считают, что дни его сочтены.

Реклама

Впрочем, с этим согласны не все. Мама Беляева, Надежда Васильевна, по совету врачей, увозит тяжело больного сына в Ялту. И случилось это накануне Октябрьской революции.

Известно, что целых четыре года — с 1917 по 1921 — Александр Беляев находился в гипсе. Это было крайне сложное для него время. И очень-очень полезное на творческом пути.

Здесь, в Крыму, Александр Романович много читает. Настолько много, что книги приходится брать сразу на четыре абонемента — свой и ещё троих знакомых. А среди этих знакомых есть чуткая женщина — Маргарита Магнушевская. И в 1921 году она вполне осмысленно становится женой Беляева.

Реклама

В этом же году болезнь отступает от Александра Романовича, и он начинает возвращаться к нормальной жизни. Некоторое время писатель работает в уголовном розыске, затем — инспектором в детском доме.

В 1923 году, когда жизнь в молодом СССР понемногу начинает налаживаться, Беляев с супругой перебирается в Москву.

Здесь он несколько лет работает в почтовом ведомстве. И здесь же публикуют его первую книгу — «Современная почта за границей». Тираж получился небольшой, но в книге много иллюстраций и интересных фактов, что делало её чтение довольно интересным.

В 1925 году Беляевы получают небольшую жилплощадь (комнату) в Москве. Совсем скоро их семья увеличивается на одного человека — рождается дочь Людмила. И в этом же году Беляев становится тем, каким мы его и знаем — самобытным и довольно романтичным

Реклама
писателем-фантастом.

В этом самом 1925 году Александр Романович сочиняет повесть (позднее превратившуюся в роман) «Голова профессора Доуэля», а именно — первый вариант этого интересного произведения. А только что созданный познавательный журнал «Всемирный следопыт» печатает повесть, которая тут же вызвала интерес у читателей.

Реклама

После этого довольно быстро появляются «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Ни жизнь, ни смерть».

Александр Романович начинает становиться популярным писателем. Он приглашён в состав редакционной коллегии «Всемирного следопыта», а когда после долгого перерыва возобновляется выход журнала «Вокруг света», Беляев становится и там членом редакционного совета.

В конце 1928 года шедевр Александра Беляева «Человек-амфибия» уже выдержал два издания. А впереди ещё были «Прыжок в ничто», «Звезда КЭЦ», «Лаборатория Дубльвэ», новый вариант романа «Голова профессора Доуэля» и многое другое…

Реклама

Некоторые критики, особенно современные, упрекают Беляева за некоторый схематизм и излишнее воспевание советской действительности. Но они почему-то забывают, в каком времени творил великий фантаст.

На глазах Беляева страна поднималась из разрухи, спровоцированной войнами и революцией. Где-то восстановили фабрику; где-то построили несколько домов для беспризорников; где-то советские лётчики установили новый мировой рекорд; где-то стали возводить огромные высотные дома; где-то поднялся в воздух большой дирижабль с именем «Ленин» (или «Октябрь»); где-то пустился в плавание новый советский ледокол…

Александр Романович внимательно следил за жизнью своей Родины и видел положительные перемены, происходящие на его глазах. Поэтому он имел полное право писать (пусть и с изрядным налётом фантазии) о новой жизни в СССР. А те, кто его нынче ругают — где они будут лет через десять? И будут ли их помнить так, как Александра Беляева и его трогательные романтичные книги?

Реклама