Как чудак-коллекционер стал прототипом Плюшкина?

Реклама
Грандмастер

Вспомним «Мертвые души» Гоголя. Его герои нами воспринимаются как образцы типов русских помещиков того времени. Собакевич, Ноздрев, Манилов, Коробочка, Плюшкин… Кто-то радеет о крестьянах, кто-то просто живет в мечтах, а делами приказчик крутит, кто-то дерет с крепостных все семь шкур. И ведь Гоголь никого из них не придумал, у каждого был реальный прототип. А кто был прототипом героя Плюшкина?

Этот человек, прототип Плюшкина, заботой писателя оказался прославленным на века. Его герой до сих пор — имя нарицательное. Фразы «Да ты, прям, Плюшкин!», «Не будь Плюшкиным!» до сих пор имеют совершенно однозначный смысл. А ведь в имении прототипа своего будущего героя, в его городском доме в Москве Гоголь подолгу жил, много раз обедал. Кого же он так «прославил»?

Реклама

Михаил Петрович Погодин. Историк, профессор Московского Университета, известный в XIX веке писатель-беллетрист, журналист, издатель литературных журналов, покровитель и учитель молодых писателей.

В течение 50 лет (с 1825 по 1875 год) его дом был центром литературной Москвы. Он привечал всех и помогал всем, в том числе и молодым литераторам. Николай Гоголь, Афанасий Фет и многие другие просто останавливались и жили в его доме. Ай да Гоголь, ай да…

Ученый, академик Петербургской Академии Наук по отделению словесности и русского языка, заслуживший долгой беспорочной службой чин тайного советника (по «табели о рангах» чин соответствовал генерал-лейтенанту). Человек, весьма уважаемый и в научных, и в литературных кругах, автор ряда теорий в исторической науке того времени, автор книг и монографий по истории.

Реклама

Увы, помимо своей литературной и научной деятельности, имел он слабость, непонятную его современникам — был он

Реклама
коллекционером. Да вдобавок коллекционировал предметы старины, а именно — старые иконы, старые книги, старые документы, да и вообще предметы старины. В его коллекции было много автографов знаменитых русских и иностранных деятелей, в том числе и автографы всех русских императоров, начиная с Петра Первого.

Всем его современникам было ясно — дурит старик, сошел с ума на старости лет. Именно так его понял и изобразил Гоголь.

А Михаилу Петровичу было наплевать на общественное мнение. Он продолжал за бесценок скупать всевозможные предметы старины. Старые монеты, старинный фарфор, старинную бронзу, старые картины, древние книги и рукописи. Сначала он все закупал сам, а потом стал посылать на всевозможные барахолки доверенных лиц. Все же генералу, даже если он штатский генерал, неуместно закупаться на блошином рынке.

Реклама

Часть его коллекции была приобретена «для нужд государства» императором Николаем I в 1852 году.

Огромная коллекция древних монет поступила в Эрмитаж, туда же пошли древние «парсуны».

Реклама

Рукописи поступили в архивы Публичной библиотеки.

Огромная коллекция древних церковных предметов была передана в Московский Кремль, в Патриаршую ризницу.

За коллекцию Николай I заплатил 150 000 рублей серебром. В переводе на современные деньги сумма, заплаченная государем за коллекцию, соответствует многим миллионам долларов.

Вот вам и сошедший с ума старик! Вот вам и глупое занятие безумца! Вот вам и напрасный перевод денег!

Реклама

А Гоголь его уже ославил на всю Россию, причем ославил на века. Вот ведь как повернулось…

Друг Пушкина, напечатавший в 1825 году в своем литературном журнале несколько его стихотворений, литератор и учитель молодых литераторов, помогавший многим молодым писателям. А один их тех, кому он помог, в благодарность устроил ему такую пакость!

Хорошо, что сегодня мало кто знает, с кого Гоголь написал Плюшкина. И плохо, что в те времена, когда он написал «Мертвые души», все москвичи это знали.

Реклама