Конечно, нельзя переписывать историю в угоду новым фактам, так как это занятие оборачивается самыми неприятными последствиями. Если кто стреляет в историю из пистолета, то завтра она по нему выстрелит из пушки. Однако время идет и новые исторические документы (в данном случае в истории с Гуком) позволяют, не отрицая открытий Ньютона, несколько по-иному взглянуть на это событие. Они делают историю науки более полной и разнообразной, и она открывается нам порой с неожиданной стороны.
Итак, кто такой Роберт Гук?
Роберт Гук родился 18 июля 1635 года во Фрешуотере, остров Уайт, Англия. В 1648 году умирает его отец, Джон Гук. Роберт уезжает в Лондон для изучения живописи в мастерской сэра Питера Лели, а потом спустя короткое время поступает в Вестминстерскую школу.
В 1653 году, во время учебы в Крайст-Черч-колледже, анатом Томас Уиллис предложил Гуку место ассистента по химии, и будущий знаменитый ученый увлекся конструированием летательных аппаратов.
Опять же по рекомендации Томаса Уиллиса Роберт приступает к работе в лаборатории Роберта Бойля. Вместе с Бойлем конструирует первый воздушный насос и использует круговой маятник в часах.
По сути, Гук совершил (благодаря своим незаурядным способностям к научным дисциплинам) головокружительную научную карьеру от простого ассистента к должности секретаря Королевской академии наук. Наряду с практической деятельностью по конструированию приборов, ученый приобрел огромные знания по математике, физике, химии и астрономии.
Роберт был не только знаменитым ученым и изобретателем, но и великолепным художником. Он использовал этот талант при создании своего главного труда — «Micrographia» («Микрография»), 1665 г. Он снабдил этот труд 38 рисунками, где были размещены его результаты наблюдений через микроскоп. Блестящие иллюстрации вызывают восхищение и сегодня.
Но звездный час Гука настал в 1666 году. Он проявил себя в качестве непревзойденного архитектора, когда вместе с Кристофером Реном сыграл важнейшую роль в восстановлении Лондона после пожара.
Уже на склоне лет в 1684 году ученый вступает в спор с самим Ньютоном по поводу закона всемирного тяготения. И на этом хочется остановиться более подробнее…
К своей формулировке теории тяготения Гук шел не один год. Все началось с того, что Роберту удалось сформулировать закон упругости, на основе которого он приступил к изучению движения маятника. Оно оказалось более сложным, чем движение пружины.
Его открытия в области движения маятника привели к появлению часового производства. Наряду с великим голландским ученым Христианом Гюйгенсом он понял, что излишний импульс в механизме приводил к зависимости периода колебаний от их угла, и уравнение простого маятника переставало действовать.
Вот тогда-то Гук предложил конический маятник, а у Гюйгенса на это ушло более шести лет. Гук заметил, что конический маятник движется не по круговой траектории, а по эллипсоидной. Он увидел огромное сходство с законами Кеплера.
- Движение конического маятника было сходным с планетным движением, и это привело Роберта к закону всемирного тяготения до появления теории Ньютона.
Далее в одном из писем Ньютону он писал, что
«…тяготение находится в отношении двойной пропорциональности по отношению к расстоянию от обратного центра».
Иными словами, это означает, что сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния. Гук надеялся, что признание этого факта и натолкнуло Ньютона на правильный путь поиска формулировки закона тяготения.
Однако когда Гук даже извинился за противостояние с Ньютоном и спросил его мнение о разработанной им теории движения небесных тел, последний сделал вид, что ничего не знает о теории, упомянутой Гуком, поскольку на эту тему ничего не читал.
Когда вышла работа Ньютона «Математические начала», Гук почувствовал себя преданным не только Ньютоном, но и всеми членами Королевской академии наук, поскольку, отдавая должное Ньютону (у него был более совершенный математический аппарат, чем вычисления Гука), лишь просил признать тот факт, что источником вдохновения для Ньютона послужили работы Р. Гука. Однако этого не было сделано. Члены Королевского общества не хотели замечать своего талантливого коллегу.
История предала Гука забвению, и это несмотря на то, что деятельность Королевского общества как научного учреждения долгое время держалась в прямом смысле на плечах Роберта. Научные инструменты исчезли, а его научные труды были забыты. Из стен академии исчезли даже его портреты, что более чем странно, так как портреты всех остальных членов и секретарей Королевского общества наук сохранились. Согласно легенде, к этому приложил руку Исаак Ньютон: после смерти Роберта Гука он принял предложение возглавить Королевское общество и уничтожил бумаги и портреты своего бывшего противника.
Роберт Гук скончался 3 марта 1703 года в своей квартире в Грешемовском колледже. Но в довершение ко всему мы даже не знаем, где он похоронен.
И только в ХХ веке началась реабилитация великого ученого. В 1945 году вышло издание в 14 томах Роберта Гантера, по которому мы можем оценить научное наследие одного из самых удивительных деятелей науки: по некоторым оценкам, на его счету более 500 открытий и изобретений.