Тысячи орудий, сотни танков, многие из которых в ходе войны захвачены неповрежденными, просто в них закончилось топливо, и экипажи, побросав технику, поспешили сбежать. Только на одном складе на окраине Минска немецкие войска захватили 62 тяжелых трехбашенных танка Т-28, большая часть из них были совершенно исправны. Залей бензин, погрузи снаряды — и вперед. Что немцы в тот период Великой Отечественной войны очень часто и делали.
Со стороны Бреста по шоссе в город въезжает Т-28. Люки закрыты, скорость максимальная. И вдруг танк начал давить «победителей» и расстреливать их изо всех своих пулеметов. Задавил не успевших отскочить немцев-велосипедистов, раздавил и расстрелял колонну мотоциклистов. Осколочными снарядами «приласкал» колонну немецкой пехоты на грузовиках и добавил из всех своих пулеметов, раздавив и сокрушив своим корпусом те грузовики, что мешали ему проехать.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Ему устроили противотанковую засаду, выставив против него несколько пушек Pak 35/36. Маленькие, малозаметные, они отлично жгли Т-26 или БТ различных модификаций с их противопульной броней. Они выстрелили первыми. И попали.
Но танк был Т-28Э,
Еще одна вражеская моторизованная колонна была расстреляна из пушки и пулеметов.
Танк выскочил на центральную площадь, где гитлеровцы проводили какой-то митинг с согнанными местными жителями. На их глазах Т-28 из пулемета причесал помост и трибуну. Далее танк выскочил уже на дорогу к выезду из города, на Московский проспект.
Сходу расстреляв из пушки и раздавив второй противотанковый заслон, опять составленный из тех же 37 мм противотанковых пушек Pak 35/36, танк понесся к выезду из города.
Увы, за 2 км до выезда он напоролся на третью засаду. На этот раз пушки были калибром 75 мм и поставлены сбоку от дороги. Танк был подбит в моторную часть и загорелся. Экипаж его частью погиб, частью попал в плен, частью скрылся.
Что же это были за танк и экипаж?
Механиком-водителем и стержнем экипажа был старший сержант Малько Дмитрий Иванович. Ему довелось повоевать и в Испании, и на Халхин-Голе, и во время финской войны. В начале войны он служил на складе техники и запчастей Западного военного округа. 27 июня им пришел приказ об эвакуации.
Пока на фронте наши солдаты жгли танки врага бутылками с бензином, на складе спокойно стояли 63 танка прорыва Т-28.
Их тут… просто забыли? Бывает ли так, что командующий и его штаб забывают о том, что у них стоят на складах те самые танки, которых так не хватает на фронте? Пара полков танков прорыва! Может ли головотяпство быть таким гигантским?
И вот на этот склад пришел приказ о эвакуации. Дмитрий Малько уговорил своего начальника увести с собой хотя бы один танк, на прочие не было механиков-водителей.
Вскоре после выхода со склада колонну бомбили немцы. Танк, которым управлял Малько, был поврежден и заглох. Дмитрий отказался бросить его и начал чинить. Свою колонну он больше не встретил. Починил двигатель и продолжил отступление, прибившись к отступающей колонне. Тут ему нашелся экипаж, майор-танкист и трое курсантов-артиллеристов. По воспоминаниям Малько, фамилия майора была Васечкин, а курсантов звали Фёдор Наумов, Николай Педан, Александр Рачицкий.
Экипажу танка было приказано вытащить три завязших при переправе танка Т-26. Они вернулись назад, но когда прибыли на место, оказалось, что немцы заняли Минск и отрезали их от своих. Малько направил танк к своему бывшему складу. Там они залили баки бензином и загрузили столько патронов и снарядов, сколько смогли. И решили пройти тем единственным путем, который им оставался — через Минск.
Так начался час боя, славы и жизни танка Т-28Э и его экипажа. Почти весь свой боезапас они выстрелили по врагу и нанесли ему немалый урон. Но, наверное, главным был тот животный ужас, который вдруг испытали «победители». Те из них, что остались живы, не могли его забыть.
Какой-то немецкий офицер на допросе у взявших его в плен американских союзников среди самых жестких впечатлений войны в России упомянул эпизод с сумасшедшим русским танком, который тупо пер на противотанковые пушки, расстреливал и давил их и только чудом был подожжен за километр-два до конца города, где бы он мог укрыться в лесах.
Старший сержант Малько выскочил из горящего танка и сумел спрятаться, а затем и выбраться из города. Вышел к своим, был направлен служить в танковую бригаду. Воевал и под Москвой, и под Сталинградом. С лета 1943 года, выписавшись из госпиталя после ранения, попал в орденоносный 2-й Гвардейский Тацинский танковый корпус, в котором и служил до конца войны.
Вечером 2 июля 1944 года корпус вышел на подступы к Минску, и после упорного боя утром 3 июля 1944 года танкисты-гвардейцы вошли в Минск. Одним из танков, первыми вошедших в Минск, управлял Дмитрий Малько.
Невероятно, но там, где 3 года назад он выбирался из горящего Т-28, стоял тот сгоревший танк. Немцы не стали его убирать в утиль на переплавку.
Тот бой стал легендой, в которую сегодня мало кто верит. А в 1966 году единственного оставшегося в живых участника того рейда