Девять генералов разного ранга, попавших в плен, начали сотрудничать с врагом. Все они были казнены по приговору суда.
Но несколько из попавших в плен генералов, не ставших сотрудничать с немцами, все же были осуждены и расстреляны после освобождения из плена, на основании приказа Ставки ВГК № 270 от
В этом приказе «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия» было указано, что при некоторых условиях командиры и политработники РККА могут считаться дезертирами.
В приказе в качестве положительного примера взяты генералы Болдин и Попель.
Болдин попал в окружение в июне 1941 в Западной Белоруссии в районе расположения 10-й армии, организовал окруженцев, присоединяя к себе разрозненные группы, и с боями 45 суток выходил из окружения, сумев нападениями из засад причинить врагу немалый ущерб. В итоге ударом с тыла по немецким позициям прорвал оборону и вывел из окружения свыше полутора тысяч окруженцев из разных частей, вместе с которыми — свыше сотни раненых красноармейцев.
Бригадный комиссар Попель вывел из окружения отряд в 1778 человек, пройдя по немецким тылам с боями около 650 км.
На фоне этого героизма особенно позорными являются факты фактического дезертирства ряда генералов РККА, позорно сдавшихся в плен, вместо того чтобы всеми силами прорываться к своим.
В приказе были названы три фамилии: генералы Качалов, Понеделин, Кириллов. Их в этом приказе объявили дезертирами — со всеми сопутствующими таким обстоятельствам оргвыводами для их семей.
Прошло время. Закончилась война. Пленные вернулись домой. Генералы Понеделин и Кириллов по возвращении были арестованы и
А генерал-лейтенант Качалов пропал. Пропал еще в 1941 году, в окружении.
Т.е. он не совсем пропал, время от времени появлялись сигналы, будто его видели — то тут, то там. Порученец генерала, после того как в составе группы окруженцев прорвался к своим, доложил, что генерал поехал сдаваться к немцам на танке. Начальник ГлавПУРа Лев Мехлис доложил Сталину о предательстве генерала Качалова, что и послужило причиной включения его фамилии в список дезертиров и предателей.
А поскольку генерал не был обнаружен после войны, значит, он просто хитро спрятался, для поисков его и предания суду было открыто дело № 1184, в котором его называли «агентом иностранной разведки».
Был поднят ряд документов осени 1941 года. Оказалось, что генерал Качалов погиб в ходе танкового боя под селом Ермолино. Его труп был обнаружен немцами у сгоревшего танка и торжественно захоронен. В общей могиле.
В 1953 году еще были живы жители деревни, которые помнили, где похоронили генерала. Была проведена эксгумация тела, опознанного по ряду примет, в том числе и по следам от ранений, после чего обвинение в измене с него и с его семьи было снято. Его даже посмертно восстановили в партии.
В романе К. Симонова «Последнее лето» есть эпизод. Горький военный эпизод о том, как Красная Армия вернулась и старик, похоронивший генерала летом 1941 года, обратился к вернувшейся советской власти: мол, вот тут он похоронен, а вот тут закопаны его документы, а вон там его танк стоял, немцы его потом забрали, танк КВ. Сгоревший. А генерал обгорел до пояса. Отполз от танка — и умер.
Тяжким оно было, то лето 1941 года. И спасибо дедам, что не сломались и не подняли руки. Хотя и сегодня есть люди, уверенные, что они могли бы пить баварское пиво, кабы их деды тогда сдались…